Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости
Аналитика
Статьи по консалтингу


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС РЕИНЖИНИРИНГ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

Специалисты по менеджменту относят управление современным банком к одной из самых сложных сфер человеческой деятельности, так как в условиях рыночной экономики банки находятся в центре множества противоречивых кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. В то же время активное развитие российских банков опережает возможности их работников и руководителей основательно овладеть всем арсеналом методов, приемов, знаний, столетиями накапливаемых в странах Запада, обобщающих огромный опыт выживания банков и дальнейшего их развития.

Налаживание эффективной деятельности банков на рынке на ближайшую и дальнюю перспективу главное в менеджменте, который располагает своим собственным экономическим механизмом, направленным на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений банка, его сотрудников в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе деятельности банка. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой банка в рыночных условиях, когда результаты всей его деятельности получают оценку на рынке.

В последнее время практика традиционного менеджмента, непосредственно связанного с предпринимательством, в том числе и в банковской сфере, столкнулась с такими проблемами, когда создание новых знаний шло без видимого управления извне. Однако со временем стала очевидной недостаточность такого подхода. В результате возникла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний. Ее менеджеры стали осуществлять процессы диагностирования коллективов, участвующих в разработке конкретной темы отбор кандидатур и формирование таких коллективов, создание материальной и инвестиционной базы для их деятельности. Далее жизнь потребовала от менеджеров мониторинга потребительской сферы, проведенного с точки зрения управления созданием новых познаний. Эта проблема может решаться только при глубоком переосмыслении всей сущности менеджмента, т.е. его “состыковке” с инновационным менеджментом. Отсюда появление нового направления в традиционном менеджменте - инновационного менеджмента.

Одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом консалтинге стал реинжиниринг, что представляет собой фундаментальное переосмысление и радикальную перестройку бизнеса в условиях улучшения таких показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса, скорость функционирования, финансы, маркетинг и сбыт, построение информационных систем.

Родоначальником понятия в деловом лексиконе “реинжиниринг” (реорганизация, пересторйка) стал один из влиятельных людей США Майкл Хаммер. Как показывает опыт, от провалов в бизнесе не застрахован никто, даже гиганты мирового бизнеса, что связывается с достижением предела развития в рамках прежних методов управления. Отсюда необходимость поиска и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса. Здесь на помощь приходят специалисты по реинжирингу как одному из приоритетных инструментов антикризисного управления. Этот метод широко используется в разных странах мира, и хотя он появился всего несколько лет назад, в западных странах распространяется молниеносно.

В реинжиниринге, как правило, выделяются два вида деятельности: кризисный реинжиниринг, при решении кризисных проблем; и реинжиниринг развития, когда дела идут в целом неплохо, но несколько ухудшилась динамика развития, стали опережать конкуренты.

В этой связи для многих российских банков наиболее актуален сегодня кризисный реинжиниринг, т.к. банковский бизнес перестал быть источником легких денег и сегодня банку нужна собственная концепция развития.

Если исходить из того, что главный потенциал реинжиниринга - служить основным фактором успешного и стабильного развития, а его существенное достоинство - способность содействия быстрым изменениям в бизнесе, обеспечивающим возможность не только сохранить место на рынке, но и добиться в относительно короткие сроки крутого перелома, прочного финансового положения, высокого общественного имиджа, то реинжиниринг должен стать элементом повседневной жизни банков. Не случайно сам Майкл Хаммер считает его революцией, которая превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность. Можно ли считать этот подход новым для России? Нет, так как он представляет собой имитационное моделирование и применяется в задачах, связанных с оценкой сложных систем с многочисленными прямыми и обратными связями.

Известно, что в последнее десятилетие в мире и в том числе России, бурно развивается моделирование деятельности не только организаций, но и банков на основе использования информационных технологий. Суть современной глобальной управленческой идеи заключается в том, чтобы иерархические системы заменить на горизонтальные. Напомним, что по иерархическому принципу деятельность человека строится по принципу: наверху - начальник, под ним - подчиненные. В результате требуется много времени и согласований для принятия решения, которое, как правило, оказывается далеко не оптимальным. Таким образом, для перестройки системы управления, когда информационные потоки движутся в реальном времени, сегодня требуется моделирование, что и называется бизнес-процесс реинжиниринг (БПР). В России появились первые ростки БПР - это отечественный лидер в области БПР компания “Аргуссофт”, которая, в свою очередь, получила от мирового лидера в области БПР американской корпорации “Дженсим” лицензию на использование оригинальной методики программного моделирования “Re-Think”. На основе этой методики “Аргуссофт” разрабатывает и собственные модели. Например, была разработана модель оптимального расчетного механизма для Национального банка Республики Татарстан, программы используются для анализа, результат которого публикуется в Банковском вестнике ассоциации банков Татарстана. Однако возможности использования таких передовых методов моделирования реализуются слабо из-за:

- недооценки роли БПР;
- проблем в психологии отдельных руководителей банков;
- отрицательного отношения к нововведениям со стороны персонала банка;
- неуверенности работников банка в успешном результате преобразований, их неспособности адаптироваться к новым требованиям.

Для устранения указанных причин в команду специалистов следует включать и психологов.

Несмотря на указанные недостатки, в настоящее время все больше российских банков успешно применяют методики реинжиниринга, т.к. этот управленческий инструмент зарекомендовал себя в качестве средства резкого улучшения результатов деятельности банков. Ибо реинжиниринг обеспечивает не только значительное снижение затрат, но и сокращение сроков работы и повышение ее качества. Кроме того, достигается большая гибкость в управлении банком, в частности, в кадровой политике, управленческой отчетности, маркетинге, обслуживании клиентов. Это может касаться обработки заявок на кредиты, разработки новых продуктов, управления активами и пассивами, а также проектного финансирования.
Для более активного внедрения реинжиниринга в деятельность банков требуется немало усилий. Необходимо создать команду специалистов, состоящую из руководителя банка, группы по проектированию каждого процесса, подвергающегося реинжинирингу, групп внедрения, наблюдательного комитета для координации проекта, состоящего из авторитетных представителей и внешних консультантов.

Автор: Л.М.Столпирова, к.э.н., доцент ТИСБИ

List Banner Exchange

Hosted by uCoz