Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости
Аналитика
Статьи по консалтингу


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

Обзор аудиторского рынка Санкт-Петербурга

Общий аудит как основной вид преобладает практически у всех компаний. При этом у половины компаний этот вид аудита является единственным из возможных разновидностей непосредственно аудита.

Существуют и компании, которые не только имеют другие лицензии, но и активно работают по ним. Так, например, у ООО "Институт независимых социально-экономических исследований" (ИНСЭИ) часть выручки от всего аудита заработана за счет аудита кредитных организаций. У "АСТ-Аудит" за общим аудитом числится только 40% выручки, в оставшихся 60% находится и выручка, заработанная от аудита инвестиционных и страховых компаний. Фирма "Аудиторы северной столицы" заработала 14% от всей выручки на обслуживании страховых компаний.

Традиционно эффективность работы аудиторской компании оценивается показателем "соотношение полученной выручки к числу специалистов". В данном случае при оценке эффективности аудиторской деятельности делится полученная "аудиторская выручка" на число аттестованных сотрудников, которые прежде всего имеют право на осуществление аудиторских проверок и выдачу заключения.

У большинства фирм этот показатель по сравнению с 2000 годом существенно вырос. Этот рост в большинстве случаев сопровождался расширением численности аттестованных аудиторов.

Инициативный аудит за 2000 год приобрел большую популярность среди клиентов. Такой аудит заключается в проведении проверки в любое время, в объемах, которые необходимы клиенту, и для решения каких-либо задач, которые, например, не предусмотрены обязательным аудитом; другими словами, аудит по доброй воле. Увеличение доли инициативного аудита в предоставленных аудиторских услугах в первом приближении говорит об увеличении потребности и повышении заинтересованности в аудите клиентов: инвесторов, акционеров.

У таких компаний, как ИПП, "Аудит-Ажур", "ГСК Аудит", инициативный аудит превышает 50%.

Качество аудиторских услуг повысилось, считает большинство опрошенных, однако за 4 года этот процент все-таки снизился. При этом никаких качественных изменений не наблюдают уже большее число участников и клиентов рынка.

Опрошенные "ДП" руководители петербургских компаний считают, что государство должно быть более деятельно в вопросах контроля, лицензирования, оценки качества аудиторского рынка.

Генеральный директор ИПП Владимир Романовский: "Прежде всего качество проверки предоставленных услуг оценивает клиент. Так как аудит - сфера общественного интереса, оценивать его должно государство. Саморегулируемые организации, на мой взгляд, не должны нести функцию контроля, так как получается, что конкуренты будут оценивать меня и моих клиентов".

"Лучший контролер деятельности аудитора - это внутренний контроль в фирме. Государственный контроль со стороны ЦАЛАК, Аудиторской палаты должны осуществлять практикующие профессионалы. Государственные органы прежде всего должны контролировать соблюдение стандартов - правил аудиторской деятельности", - считает генеральный директор МКД Юрий Воропаев.

Немаловажное значение имеет страхование профессиональных рисков. Сейчас все чаще компании страхуют ответственность аудиторов и оценщиков.

"Качество аудиторской проверки имеет право, на мой взгляд, оценивать лицензирующий орган. Государственные органы, проводящие конкурсные отборы, например КУГИ, Минимущество, также имеют право осуществлять контроль, и Аудиторская палата, если это независимое объединение независимых фирм", - считает генеральный директор ИНСЭИ Николай Конанов.

"В российских условиях действителен будет только контроль со стороны государственных органов. Однако если представитель государственного органа является руководителем коммерческой структуры, то это уже элемент недобросовестной конкуренции", - подчеркивает генеральный директор "Балт-Аудит-Эксперт" Юрий Лаптев.

Взаимодействие и конкуренция на рынке Как и другие финансовые институты, аудиторско-консалтинговые компании связывают свое развитие с поиском новых клиентов в регионах, с расширением географического пространства и членством в международных организациях. Основным конкурентным преимуществом является отраслевая специализация и наличие уникальных продуктов.

Петербургские компании конкурируют в основном между собой, отмечая, что они "дешевле и работоспособней москвичей". И если клиенту нужно заключение представителя крупной международной аудиторской компании (например, из числа "Большой пятерки"), то это уже требование международных стандартов. Однако эти же клиенты приходят в российские компании за решением вопросов, относящихся к российской действительности. Здесь им нет равных.

Владимир Романовский считает, что у московских конкурентов не всегда рыночный подход, так как они аудируют объекты в Петербурге, выполняя заказ клиента из Москвы. "И им для этого не обязательно иметь даже представительство в городе. Для петербургской компании развитие - это прежде всего решение задачи продвижения стратегического клиента. Естественно, все компании работают "на выездах", которые аудиторы называют "вахтовым методом", то есть это разовый заказ", - говорит он.

Российские компании, в том числе и петербургские, не являются конкурентами для компаний "Большой пятерки". Российские участники и их международные коллеги решают совершенно разные задачи. Крупные корпоративные клиенты, инвесторы, акционеры заказывают заключение иностранной организации. Решать задачи, связанные с российской действительностью, например прописать налоговые, нормативные базы, административная практика, берутся российские профессионалы. Они готовы нести ответственность за свои советы и решения, и не секрет, что консультации российских специалистов более приближены к действительности, чем общие советы западных консультантов.

"При высокой конкуренции и достаточно низкой возможности клиента оплатить услуги консультантам невозможно заработать большие деньги, ориентируясь только на Петербург. Развиваться нужно в платежеспособных регионах, где есть новые клиенты в тех ключевых отраслях, в которых работает сама аудиторско-консалтинговая фирма. Для МКД - это Северо-Запад, Сибирь, Урал с развитыми телекоммуникациями, транспортом, гостиничным хозяйством, нефтедобывающей промышленностью", - комментирует позицию своей компании Юрий Воропаев.

Николай Конанов: "Конечно, москвичи "давят". Показательно и проведение конкурса на проверку ГУПов. В большинстве случаев решение об аудиторе зависит от отраслевого министерства, которое может настоятельно рекомендовать воспользоваться услугами московской компании, петербургские компании выгодно отличаются более низкими ценами, чем у московских коллег.

"Большой насыщенности на рынке нет, и не скоро будет, так как предпринимательством занимается сравнительно небольшая часть жителей Петербурга. А именно они являются потенциальными клиентами как в аудите, так и в консалтинге", - оценивает потенциал рынка Виталий Антощенко, генеральный директор "Объединенной консалтинговой группы".

Огромное поле для консалтинга может образоваться, если в России проявятся те же тенденции, что и на Западе: крупные корпорации заужают и углубляют свою специализацию, передавая внутренние функции сторонним организациям.

"Консалтинг будет специализироваться по видам услуг и по объему принимаемых заказов. Так, заказ меньше чем на $100 тыс. будет предпочтительней для крупной компании, и в его пользу будут отказываться от более мелких контрактов. Кроме того, уже сейчас аудиторско-консалтинговые группы имеют свою отраслевую нишу", - считает Юрий Лаптев.

В перспективе вероятны и долгосрочные альянсы с крупными фирмами, в том числе западными.

Банковский аудит

Традиционно банковским аудитом в Петербурге занимаются две-четыре петербургские фирмы, точнее, у них есть лицензия на это. Реально на рынке работают западные аудиторские компании, заключения которых нужны крупным банкам, а филиалы московских банков аудируются вместе с головной организацией.

Требования к банковскому аудиту, которые регламентирует ЦАЛАК, в 4-5 раз строже, чем в других отраслях. "На мой взгляд, банки как клиенты аудиторам не слишком интересны", - говорит Юрий Воропаев (среди клиентов его компании - пять банков). Компания ИНСЭИ, активно занимающаяся банковским аудитом, отмечает некоторое ослабление конкуренции среди петербургских компаний на рынке банковского аудита.

Петербургский аудит похож на российский Объем совокупной выручки петербургских компаний за 2000 год увеличился. Причем только компании, предоставившие "ДП" данные о своих финансово-экономических показателях, увеличили объем на 45%.

Тем самым они подтвердили общероссийскую тенденцию роста спроса на аудиторско-консалтинговые услуги. В 2000 году этот рынок в России вырос на 49%. Петербургский рынок развивается в условиях нарастающей конкуренции, но пока устойчиво держится на ногах.

Аудиторским фирмам трудно отличаться друг от друга набором предлагаемых услуг. Поэтому компании вынуждены бороться за клиента не столько ценой, сколько расширением круга предлагаемых консультаций по различным вопросам бизнеса, а не только по налогам и бухучету.

Одной из популярных тем среди петербургских консультантов стал финансовый анализ. Причем некоторые компании обращаются к консультантам не только за помощью, но и готовы полностью передать выполнение таких функций сторонним специалистам, не развивая свое подразделение.

Участники рынка и данные
Как и в предыдущем обзоре "ДП" рынка аудиторских и консалтинговых услуг в Петербурге (см. №104/2000), активно заявляют о своих итогах компании с уже сложившимся именем и историей работы. Они прислали в "ДП" итоги деятельности за 2000 год.

В комментарии к обзору рынка использованы также результаты опроса участников российской конференции "Аудит в России", которая состоялась 24 апреля 2001 года в Москве. Оперативная информация подготовлена социологической службой "Кассандра", Международной школой "Интенсив". В опросе приняли участие около 400 человек. Более половины опрошенных (54%) - представители аудиторских фирм из различных субъектов Федерации. Значительную массу опрошенных составили владельцы предприятий (44%) или их руководители (30%). Полученные результаты сравниваются с аналогичным опросом, проводимым на такой же конференции, которая проходила в 1997 году.

Темпы роста

Один из основных показателей компании - совокупная выручка - за 2000 год увеличился практически у всех петербургских аудиторских компаний. Можно говорить, что положительная динамика этого показателя говорит об устойчивости клиентуры аудиторских компаний. При этом стоимость предоставляемых услуг существенно влияет на размер полученного дохода. Тенденцией, наметившейся по итогам 2000 года, является то, что объем полученной выручки непосредственно от аудиторской деятельности несколько снизился, а консалтинговые услуги стали приносить существенно больше денег. Так, например, у таких крупных игроков, как Институт проблем предпринимательства и МКД, за год "аудиторская выручка" чуть снизилась - на 1 и 6% соответственно, а прирост от консалтинговой выручки значительно вырос - на 78 и 22%. И если за 1999 год выручка от аудиторской деятельности снизилась только у одной компании, которая не присутствует в обзоре "ДП", - ООО "Крон", то за анализируемый год такое снижение у четырех компаний. Обратная ситуация с консалтингом: за 1999 год снижение объемов выручки от консалтинговых услуг наблюдалось у четырех компаний, за 2000 год - незначительное снижение у "Аудит АКАР", и на 50% - у "ГСК Аудит".

Темпы роста выручки от консалтинговой деятельности опережают темпы роста от аудиторских услуг. Это оправдало сделанное год назад предположение об увеличении доли консалтинга в совокупной выручке. Так, по итогам 1999 года диапазон доли консалтинга составлял 10-50% в совокупной выручке. В 2000 году у большинства компаний эта доля - 50-70%.

Деловой Петербург

List Banner Exchange

Hosted by uCoz