Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости
Аналитика
Статьи по консалтингу


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Отказ от иллюзий

Недавно я спросил одного директора: "Что обеспечивает ваше преимущество перед американским конкурентом? " Директор ответил: "Во-первых, моя продукция всегда будет дешевле, потому что существуют специфические российские преимущества (дешевые газ, рабочая сила, нефть). Во-вторых, американцы тупые, а русские, как известно, гораздо умнее и уже научены создавать новые разработки в тяжелых условиях. И вообще, не надо нас с американцами сравнивать. Мы слишком разные. У моей компании оборот $50 млн, а у них $7 млрд".

        Да, с поправкой на определенную долю национализма этот директор прав. Стоимость природного газа и электроэнергии в России в 5 - 7 раз меньше, чем в США. Зарплата рабочего меньше в 10 - 20 раз. И даже с учетом производительности труда, которая в России ниже раз в пять, выигрыш в затратах все равно получается солидный.

        Но долговечны ли эти конкурентные преимущества? Тарифы растут, и растут все быстрее. РАО "Газпром" объявило о планах ежегодного увеличения стоимости природного газа для российских потребителей на 30%. При таких темпах через пять лет стоимость газа в России будет такой же, как в Западной Европе.

        Заработная плата квалифицированного персонала будет расти. Возможно, так же быстро, как и цена энергоресурсов. Это объясняется все возрастающей нехваткой квалифицированного персонала.

        Еще один "ресурс" более низких затрат некоторых российских компаний - небольшая доля амортизации в себестоимости, что объясняется явно недостаточным воспроизводством основных средств.

        Мы считаем, есть предпосылки к тому, что через два года производство продукции в России будет не дешевле, чем в США. А через 4 - 5 лет производить технологичную продукцию в России, возможно, будет уже дороже, чем на Западе.

        Для сохранения и развития конкурентоспособности многим российским компаниям надо значительно повысить уровень своих разработок, технологий. Какие изменения в организации бизнеса необходимы для этого?

        Концентрация.

        Российским диверсифицированным компаниям стоит подумать о сокращении количества бизнесов. Для достижения мирового уровня конкурентоспособности компании должны осуществить огромные вложения в персонал, перспективные разработки, продвижение. Полноценно развивать несколько бизнесов им может оказаться не под силу.

        Интеграция.

        Крупнейшие российские компании в списке 500 крупнейших компаний мира находятся где-то в районе четвертой сотни. Что уж говорить о средних по российским меркам компаниях. Возможности вкладывать сопоставимые с западными компаниями ресурсы в развитие бизнеса для средних российских компаний просто отсутствуют.

        Интеграция - это предпосылка для укрупнения российского бизнеса за счет слияний и поглощений. Соответственно, будет снижаться концентрация собственников. Такие ситуации, как сейчас, когда один или два человека владеют некоторыми крупнейшими российскими компаниями, будут встречаться все реже.

        В дальнейшем в целях привлечения капитала, сохранения рынков, развития конкурентоспособности российские компании будут вынуждены осуществлять допэмиссии акций, привлекать международных инвесторов, выходить на глобальный рынок слияний. В конечном счете, российский бизнес все в меньшей степени будет оставаться чисто российским. Может быть, в этом и есть его спасение.

        Изменение мышления.

        Некоторые российские компании реального сектора обладают устаревшим мышлением. В их представлении бизнес - это обязательно наличие функций закупки, разработки, производства, продажи. Однако единственный обязательный атрибут для компании - это торговая марка. Все остальное можно или делать самим, или приобретать у сторонних компаний по аутсорсингу (по-русски - "кооперация"). Критерии здесь - качество и цена. Должно быть в порядке вещей заказать разработку продукта в Италии, производство в Азии, а продвижение - рекламному агентству в Нью-Йорке.

        Кроме того, аутсорсинг - это один из мощнейших рычагов повышения производительности труда, т. е. выручки на работника.

        Самое простое для наших компаний - оставить все как есть. Однако боюсь, что в этом случае через пять лет в России останется только добыча нефти и выпечка хлеба. Грустно.

Борис Дука консультант ИКФ "АЛЬТ" (Санкт-Петербург)

List Banner Exchange

Hosted by uCoz