Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости

Аналитика

Статьи по менеджменту и консалтингу

Япония

Рефераты по менеджменту


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

Верхом на звезде

За последние годы в России сложилась целая когорта звезд менеджмента. В бизнес-сообществе их знают, их высказывания с удовольствием цитирует пресса, они постоянные участники различных конференций. Но звездный статус не всегда помогает дальнейшему росту менеджеров. Российский бизнес звезд недолюбливает.

        Трудные судьбы.

        "Я со звездами не работаю - одной звезды достаточно в компании, - говорит глава компании "Дарья" Олег Тиньков, подразумевая под звездой себя самого. - Я работаю с трудолюбивыми и лояльными людьми". По мнению Тинькова, звезды слишком дорого стоят и требуют к себе особенно трепетного отношения. Кроме того, по его мнению, появление звезды может вызвать разлад в сложившейся команде. "Ведь если в хорошую музыкальную группу взять и поставить, скажем, Киркорова, то вся группа развалится", - говорит Тиньков.

        Глава холдинга "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе тоже звезд не жалует. "Это, я думаю, неустойчивый вид людей, летуны. Если человека знают все хедхантеры, то это нехорошо, - говорит Бендукидзе. - У меня столь известные менеджеры не работают. Я предпочитаю нанимать людей эффективных, но зачем мне их известность? " Серия громких назначений и последующих отставок, прокатившаяся за последние годы по известным российским компаниям, подтверждает негативное отношение отечественного бизнеса к звездам. Руководитель одной западной компании рассказал, что при очередном громком назначении известного человека в российскую компанию они с коллегами делают ставки, как в тотализаторе: сколько он продержится. Чаще всего звезды работают в российской компании не более года. Не менее громкий уход обычно негативно сказывается на имидже управленца, потому что в глазах бизнес-сообщества он выглядит "несправившимся".

        Многие известные топ-менеджеры западного толка, обжегшиеся на общении с российскими хозяевами, в дальнейшем больше не рискуют возвращаться в отечественный бизнес. "Как правило, российские предприниматели только говорят, что хотят работать с известным, опытным менеджером или делегировать им значительную часть полномочий, - говорит генеральный директор российского представительства компании Oracle Борис Щербаков, в багаже которого - опыт работы в качестве вице-президента фирмы "Партия". - Но это своего рода лукавство. У меня есть много знакомых и друзей, которые покупались на уговоры и шли работать в крупные российские компании на должности генеральных, коммерческих директоров. И все они потом оттуда ушли". По словам Щербакова, людей нанимают, платят большие деньги, но потом начинается мелочная опека, которая делает работу невозможной. Менеджерам-звездам, которых отличает от прочих выраженное собственное мнение, в большинстве случаев не удается выстроить карьеру в российских компаниях.

        Зачем компании звезды?

        По определению старшего партнера Ward Howell Георгия Абдушелишвили, звездой можно назвать менеджера, который, как правило, имеет хорошее иностранное бизнес-образование, опыт работы около восьми лет, и при этом часть из них за границей, который может применить свое умение практически везде, вне зависимости от страны и экономических условий. Это яркий и сильный лидер, обладающий видением развития бизнеса и способный легко управлять людьми.

        По мнению директора HR-консалтинга компании Ernst & Young Галины Мельниковой, звезд менеджмента можно разделить на два типа. Первый - это профессионалы, которые не мелькают в СМИ, сами пока известны мало (в некоторых компаниях корпоративная политика не позволяет сотрудникам напрямую общаться с прессой) , но работают на известных собственников. Другой тип - это менеджеры, которые ведут правильный личный PR, поэтому их имидж на рынке уже сложился.

        Сотрудничество со звездами второго типа, как правило, у российских собственников складывается непросто. Чтобы эффективно использовать такого менеджера, нужно для начала решить, зачем он нужен.

        По мнению директора по персоналу инвестиционной компании "АТОН" Михаила Славнова, менеджер-звезда дает компании несколько преимуществ:

        - его опыт и способности позволяют успешно развивать бизнес в сложных ситуациях (поэтому звезды особенно востребованы для работы в молодых и бурно развивающихся компаниях) , - известный управленец улучшает репутацию компании, обращает на нее внимание, - имена известных топ-менеджеров привлекают инвесторов.

        В то же время возможны ситуации, когда звезда приносит компании больше проблем, нежели преимуществ. "Есть определенный набор компетенций, подходящий для каждой ситуации, - говорит генеральный директор "Альфа-Эко-Телеком" Станислав Шекшня. - Для одной ситуации в бизнесе нужен известный и сильный менеджер, а для другой - лишь хороший главбух. Бывает, что для дела лучше, когда менеджеры не привлекают внимания [к компании]. А известный менеджер обязательно его привлечет".

        По мнению генерального директора консалтинговой фирмы Abercade Евгения Ельшова, в случае если бизнес существует уже давно, а менеджмент из экстремального, свойственного молодым и развивающимся компаниям, перешел в разряд регулярного, то сильные лидеры-звезды компании не нужны. Стоит учитывать и размер предприятия. Большие люди в небольшом бизнесе - сочетание неудачное.

        Учиться и терпеть!

        Владелец ростовской компании "Глория-Джинс" Владимир Мельников - самый яркий представитель собственников в российском бизнесе, которые хотят работать со звездами. У него на предприятии в Ростове и Новошахтинске трудятся несколько крупных иностранных топ-менеджеров.

        "Я нанимаю людей умнее меня. Если бы я знал весь мир, как эти парни, то я бы их не приглашал, а делал бы все сам", - говорит Мельников.

        По словам предпринимателя, ему очень тяжело работать со звездами. Чтобы преодолеть трудности, он собирается пройти в Чикаго в Северо-западном университете семинар на тему "Как владельцу вести себя и работать с наемным советом директоров". По мнению Мельникова, работая со звездами, также очень важно обладать терпением. Нужно дать локомотиву разогнаться, тогда он потащит компанию вперед на всех парах. Еще несколько месяцев назад предприниматель был недоволен одним из своих топ-менеджеров - итальянцем Джорджио Бецци (ранее работал в Benetton Group). Бецци, чувствуя отношение руководителя, два раза приносил заявление об уходе. "И это при том, что если он увольняется сам, то не получает ни одной лишней копейки, а если его увольняю я, он получает компенсацию в размере шестимесячной зарплаты", - говорит Мельников. Он не стал увольнять Бецци, решил подождать. Прошло еще несколько месяцев. Топ-менеджер освоился, и теперь все довольны. "Я открыто заявляю, что горжусь своим терпением", - говорит Мельников.

Авторы:Федор Сваровский
Ведомости

List Banner Exchange

Hosted by uCoz