Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости

Аналитика

Статьи по менеджменту и консалтингу

Япония

Рефераты по менеджменту


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

Орган этической безопасности



Когда переговоры российского отделения компании Motorola с одним из крупных клиентов достигли завершающей стадии, выяснилось, что представитель компании-клиента выдвигает условием сделки перечисление крупной суммы на некий иностранный счет. Якобы это была плата за услуги посредника, хотя всем было понятно, что речь идет о так называемом "откате", или взятке, если называть вещи своими именами. Менеджеры из Motorola взяли тайм-аут. А вопрос был вынесен на обсуждение специального корпоративного органа - комитета по этике.

"Откатов" не платим.

Вопрос оказался настолько деликатным, что его решили передать на рассмотрение регионального комитета, находящегося в Висбадене. Он в свою очередь запретил принимать подобные условия сделки. Клиент отказался от контракта.

Комитеты по этике есть практически во всех национальных отделениях компании Motorola. В каждый из них обязательно входит глава отделения или представительства компании, финансовый директор, директор по персоналу, юрист и руководители подразделений, заслужившие репутацию высокоэтичных людей.

По словам одного из членов комитета по этике московского отделения Motorola, финансового директора Дмитрия Анисимова, их комитет разбирает ежегодно три-четыре дела. Помимо проблем в работе с клиентами рассматриваются внутренние конфликты и нарушения. В компании работает круглосуточная "горячая линия", каждый сотрудник может позвонить и анонимно задать волнующий его вопрос и получить ответ. Если проблема серьезная, то также любой сотрудник может попросить собрать заседание комитета.

В одном из российских отделений Motorola один из менеджеров сумел умышленно навредить коллеге, просто потому, что терпеть его не мог. В результате в офисе создалась крайне напряженная ситуация, которая стала отражаться на отношениях с клиентами. Кто-то из сотрудников отделения сообщил о прецеденте в комитет по этике. В результате разбирательства виновный был уличен, получил официальное предупреждение, на год лишен возможности повышения заработной платы и продвижения по службе, а также премии за текущий год.

В другом случае один из менеджеров по продажам дал клиенту обещания, которые компания не могла выполнить. Это также стало поводом для заседания этического комитета. После чего клиенту объяснили, что менеджер действовал вопреки принципам компании. А сам менеджер получил выговор (два выговора влекут за собой увольнение) и был понижен в должности.

В каждом подразделении компании Motorola есть менеджер, по совместительству отвечающий за внутренний контроль. Раз в полгода он проводит локальные внутренние проверки. А раз в три года в компании проходит внутренний аудит (во время которого каждый менеджер заполняет специальную анкету по этике, позволяющую установить, как обстоят дела в данном отделении компании).

Во время одного из аудитов при проверке отчетов по командировкам выяснилось, что менеджер московского отделения нарушил правило Кодекса делового поведения (его подписывает каждый сотрудник, поступающий на работу в компанию) и подарил клиенту подарок стоимостью выше положенных по правилам $50. Комитет по этике рассмотрел дело, решил, что менеджер не имел права делать столь дорогой подарок, и вынес ему выговор.

Справедливости ради надо отметить, что деятельность комитета не ограничивается карательными функциями, он также занимается тренингами по этике. Каждый сотрудник, имеющий дело с клиентами, должен проходить такой тренинг не реже чем раз в три года. Член комитета и ответственный за тренинги Дмитрий Анисимов выезжает в любой из офисов компании на территории СНГ и проводит занятия по основам Кодекса делового поведения сотрудников.

"Заплатить "откат" обычно открыто не предлагают, - рассказывает Анисимов. - Говорят, что это деньги за услуги консультанта или в фонд благотворительной организации. Поэтому каждый сотрудник, работающий с клиентами, должен знать, как себя вести в подобной ситуации". Конечно, работать на нашем рынке, давая взятки, гораздо проще. Но не все иностранные компании могут позволить себе это, они вынуждены подчиняться правилам головного офиса.

По мнению менеджера по развитию бизнеса российского отделения Motorola Сергея Бешева, менеджеры оказываются как бы меж двух огней: с одной стороны, они должны заключать контракты и приносить компании доход, а с другой - не могут нарушать этический кодекс компании. "Чтобы разрешить эту проблему, при работе с клиентом приходится взывать к более высоким чувствам, - говорит Бешев. - Есть и другие методы мотивации клиента. Можно предложить дополнительную информацию, сервис".

Дамоклов меч закона.

На самом деле щепетильность компании Motorola объясняется не только желанием быть этичнее других, но и законами США, где находится головной офис компании. Там действует Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) , по которому американская компания, уличенная в коррупции за границей, автоматически преследуется за свои действия в США. Стоит сотруднику компании оплатить в ресторане счет госчиновника или купить ему авиабилет, завысить или занизить сумму контракта с госструктурами, как компания и виновный менеджер могут оказаться в американском суде. По мнению генерального директора московского представительства Motorola Бориса Борисова, именно этот закон, видимо, и послужил толчком для принятия в компании жестких этических правил и создания комитетов по этике. По мнению Дмитрия Анисимова, комитет по этике помогает избегать скандалов с уплатой штрафов и пеней.

Комитеты, отвечающие за соблюдение этических норм, есть не только в Motorola. Например, в Citibank есть высший комитет по управлению персоналом. Одна из его функций - решение этических вопросов. "Комитетом решаются вопросы любого характера, которые не могут быть решены на уровне руководителей подразделений и управления по работе с персоналом, - рассказывает Галина Мельникова, глава подразделения HR-консалтинга компании Ernst & Young, которая еще недавно была вице-президентом Citibank по управлению персоналом и председателем этого комитета. - Это могут быть вопросы по поводу дресс-кода, компенсаций, взаимоотношений между сотрудниками, выплат, продвижения, вопросы по льготам и привилегиям".

По словам главного специалиста по работе с персоналом компании Xerox Людмилы Аркадьевой, у них в компании есть комитет по политике (Policy Comitee) , который занимается в том числе и этическими вопросами.

Русская этика.

В российских компаниях подобных комитетов найти не удалось. Нет комитетов, например, в таких продвинутых в плане менеджмента российских компаниях, как "Вимм-Билль-Данн" или IBS. Правда, по словам директора по персоналу компании "ЮКОС" Сергея Горькова, раньше комитет по этике был в этой нефтяной компании, но теперь упразднен за ненадобностью. Остались лишь региональные приемные, в которых сотрудники могут пожаловаться на свои проблемы. Но и в эти приемные люди теперь, по словам Горькова, ходят все реже. В компании введена корпоративная информационная сеть, адреса электронной почты любого руководителя всегда открыты для сотрудников, и люди могут обращаться напрямую. Однако, по словам Горькова, сообщений подобного рода приходит одно-два в неделю.

Сложно поверить, что этических проблем в российских компаниях меньше, чем в иностранных. Но почему-то персонал в российских организациях не спешит жаловаться. "Отсутствие жалоб и пожеланий не всегда говорит об удовлетворенности персонала, чаще о его пассивности, о неверии в то, что их мнение будет учтено и ситуация изменится к лучшему", - считает Галина Мельникова.


Что же касается "откатов", или взяток, то это, судя по всему, норма жизни для большинства российских компаний и никого особенно не беспокоит.

"Существует понятие "коммерческий подкуп", - говорит управляющий партнер юридической фирмы I.S.T. Legal Анатолий Юшин. - И, несмотря на то что наказание за это преступление весьма либеральное - штраф, за это могут судить. Однако я не слышал пока ни об одном таком деле. Основная проблема - это не законодательство, а низкая деловая культура". В таких условиях следить за этикой, тратить на нее деньги просто ни к чему.

Источник: Ведомости
Автор: Федор Сваровский



List Banner Exchange

Hosted by uCoz