Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости

Аналитика

Статьи по менеджменту и консалтингу

Япония

Рефераты по менеджменту


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

Уроки реального бизнеса


НЬЮ-ЙОРК - И все-таки Интернет обладает неиссякаемой способностью удивлять. Во II квартале нынешнего года после всех треволнений вокруг высоких технологий интернет-компания Priceline вышла на уровень безубыточности.

Речь идет вовсе не о той "прибыли", которой обычно хвастались интернет-компании: да, мы получили прибыль, если не считать убытков! Речь идет о настоящей прибыли, высчитанной по жестким стандартам, согласно общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета (GAAP).

Даже на столь изменчивом и неустойчивом рынке, как рынок высоких технологий, бизнес-история Priceline - явление из ряда вон выходящее. Основал компанию Джей Уокер - человек, наделенный харизмой и склонный к некоторому авантюризму. Priceline с самого начала по сути представляла собой бизнес-идею, которая была продана на бирже. Новация состояла в принципе "Назначь свою собственную цену". Эта бизнес-модель, защищенная многочисленными патентами, обаяла инвесторов мгновенно: на пике бума одна акция Priceline стоила до $160, а рыночная капитализация достигала $23 млрд, в то время как ее доходы исчислялись лишь десятками миллионов долларов.

Столь же быстрым было и разочарование. Когда инвесторы пожелали изучить доходы Priceline, стоимость одной акции упала более чем на 99% , дойдя до $1,06. Сегодня, после того как весь мир с уверенностью вычеркнул Priceline из списка живых компаний, она превратилась в одно из самых прибыльных интернет-предприятий.

Из этой истории всем, кто собирается делать деньги на Интернете, следует вынести два жизненно важных урока. Первый заключается в том, что Priceline не добилась успеха до тех пор, пока не приняла решение стать реальным бизнесом. В тот период, когда рыночная капитализация Priceline была непомерно раздута, бизнес по продаже билетов перестал занимать в деятельности компании центральное положение. Priceline кинулась в торговлю бензином, продуктами и даже организацию распродаж подержанных вещей.

Однако менеджеры одумались. Они решили вернуться к "старомодной" цели - к приведению расходов в соответствие с доходами. Для этого компания вернулась к профильному бизнесу, провела увольнения и реструктуризацию.

Наиболее характерным свойством Всемирной сети является постоянное снижение стоимости сбора и использования информации. Это свойство Интернета делает его по большей части средой, где цены не растут, а, напротив, падают, и единственный способ использовать эту дефляцию себе во благо - обратиться к бизнесу, в котором нормы прибыли удерживаются на высоком уровне. Бизнес авиаперевозок с его высокими ценами стал для Priceline идеальной "целью", и в то же время попытки манипулирования нормой прибыли на продовольственные товары или бензин себя не оправдали.

Другой урок, пожалуй, еще более важный, имеет непосредственное отношение к GAAP. GAAP, безусловно, входит в десятку наиболее заметных интеллектуальных достижений ХХ в. Сама идея GAAP, такая простая и вместе с тем такая радикальная, сводится к тому, что любая компания, акции которой торгуются на бирже, должна использовать стандартный способ подсчета прибыли и убытков, что дает инвесторам возможность увидеть, каким образом публичная компания управляет своими финансами.

Именно прозрачность, достигаемая благодаря GAAP, позволяет инвесторам сравнивать между собой такие разные компании, как McDonald's, IBM и Tupperware.

Интернет-компании всеми силами старались уйти от использования GAAP, поскольку при этой системе компания добивается прибыльности только в результате многолетних и упорных усилий. Мы же стали свидетелями того, как в графе о доходах эти начинающие компании приводили цифры дохода от брутто-, а не от нетто-продаж компании (уловка, к которой прибегала и Priceline) , указывали доход от бартерных сделок (что часто использовали компании, связанные с рекламным бизнесом) и даже доход от будущих сделок (курс MicroStrategy упал в течение одного дня более чем на 60% , после того как компания объявила, что включила в прибыль несколько миллионов долларов, даже не разослав счета своим клиентам).

Было бы преждевременно на основании данных о прибыли, полученной во II квартале, говорить о долгосрочных перспективах Priceline, не говоря уже о перспективах всего интернет-сектора. Однако в любом случае Priceline заслужила свою долю аплодисментов хотя бы за эффективное проведение операций в своем основном бизнесе и составление результатов с использованием системы GAAP.

Источник: Ведомости
Автор: Клей Ширки



List Banner Exchange

Hosted by uCoz