Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости

Аналитика

Статьи по менеджменту и консалтингу

Япония

Рефераты по менеджменту


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

Стратегии выживания в ВПК


Впервые о Сергее Бодрунове, президенте и крупнейшем акционере питерского завода "Пирометр", заговорили четыре года назад. На заводе, занимавшемся производством автопилотов и гироскопов для военных самолетов, Бодрунов организовал сборку копировальных аппаратов Xerox. Сегодня Сергей Бодрунов возглавляет корпорацию "Аэрокосмическое оборудование" - одно из крупнейших в России военно-промышленных объединений с пакетом подписанных контрактов на $1 млрд. Его опыт показывает, что для частного капитала есть место даже в таком сверхогосударствленном бизнесе, как производство вооружений. Главное - выбрать правильную стратегию поведения.

Специфический бизнес.


Производство оружия во всем мире - это сверхприбыльный, но очень специфический бизнес. Конкуренция среди производителей здесь сокращена до минимума. Мало какая страна может позволить себе больше одной-двух компаний, способных делать, например, танки. При этом у них только один заказчик - Минобороны. Монополизм и спроса, и предложения военной продукции приводит к тому, что механизм ценообразования здесь далек от классического рыночного. Производители могут идти на подписание контрактов с отрицательной рентабельностью, чтобы только загрузить уникальные производства в надежде "отбить" свои деньги на следующих сделках. А могут добиваться и чрезвычайно выгодных сделок, если, например, у заказчика отсутствует альтернатива выбора. Крупнейшие мировые производители вооружений Boeing, Lockheed Martin, General Dynamiсs, BAE Systems и другие - это частные компании.

Главный покупатель у российских производителей вооружения (в отличие от европейских и американских) - не отечественное Минобороны, а иностранный заказчик. Даже в 2000 г. , самом благополучном для оборонки с точки зрения финансирования оборонного заказа, российское Минобороны выделило на закупки, ремонт, модернизацию и разработку новой техники $2,2 млрд. А экспорт достиг $3,7 млрд. При этом работы по контрактам Минобороны оценивают гораздо ниже, чем экспорт. Соответственно, именно поставки оружия на экспорт - залог успеха российских военно-промышленных компаний.

Удачные экспортные проекты - это необходимое, но отнюдь не исчерпывающее условие успешного бизнеса военно-промышленных компаний. Если проанализировать структуру финансовых поступлений ведущих российских экспортеров вооружений, то выяснится, что каждый из них практически на 100% зависит от экспорта какого-либо одного вида вооружений. Предпосылки для этого были заложены в советское время, сегодня проблема номер один для этих предприятий - диверсификация продуктового ряда, который они могут предложить на рынок.

Именно по такой модели развиваются успешные западные корпорации. Крупнейший в мире производитель вооружений - американская Lockheed Martin объявила о продажах военной продукции на $18 млрд за 2000 г. , при этом еще $7 млрд корпорация заработала на гражданской продукции. А кроме производства авиационной техники (прежде всего истребителей F-16) Lockheed Martin занимается космической техникой, системами связи и управления, информационными системами.

Стратегия диверсификации очевидно приемлема для тех компаний, которые уже сегодня управляют крупными производственными площадками, где размещена финальная сборка военной продукции, востребованной внешним рынком. А их мощности и технологии позволяют развернуть серийное производство схожей продукции гражданского назначения. Это прежде всего путь крупных авиастроительных и судостроительных предприятий. Задача в данном случае сводится к тому, чтобы средства от реализации экспортных контрактов вложить в развитие смежных производств. И определить гражданские продукты, которые будут востребованы на рынке. Примеры относительно удачных попыток реализации этой стратегии уже есть.

Диверсификация.


Как это делается.

На сегодня Иркутским авиационно-производственным объединением подписано контрактов на сумму $4,2 млрд. Примерные объемы денежных поступлений в ближайшие годы - $500 - 600 млн. Рентабельность контрактов, по оценке представителей компании, - 5 - 12%. Эти показатели удалось получить за счет экспорта самолетов семейства Су-27. И все же президент ИАПО Алексей Федоров говорит о том, что стратегическая цель предприятия - довести соотношение военного и гражданского производства до уровня 50% на 50% или даже 60% на 40% в пользу гражданских программ. Сокращать удельный вес военных программ, по мнению Федорова, необходимо, чтобы повысить устойчивость компании. Сегодня она практически полностью зависит от экспорта Су-27. А этот рынок может схлопнуться уже через пять-семь лет, по мере того как самолет, разработанный в первой половине 80-х гг. , будет морально и технически устаревать.

В общем виде стратегию ИАПО можно описать следующим образом. Завод ищет проекты самолетов, которые могут быть востребованы на внутреннем и внешнем рынках. Далее инвестирует собственные средства в доведение машины до стадии серийного производства и предлагает заказчику. Отношения с разработчиком самолета строятся в рамках специально созданного консорциума.

Работу этой схемы можно наблюдать на примере производства самолета-амфибии Бе-200. Машина была разработана Таганрогским АНТК им. Бериева на базе противолодочного самолета-амфибии А-40. Российским военным А-40 в начале 90-х оказался не по карману. Его немного уменьшенный гражданский вариант был назван Бе-200 и разрабатывался с 1991 г. за счет средств ИАПО. Для реализации проекта был создан консорциум БЕТАИР. В него вошли ИАПО и ТАНТК. Они же стали акционерами ЗАО "БЕТАИР", которое управляет проектом и занимается маркетингом машины.

В 2000 г. на Бе-200 был подписан первый контракт - семь машин заказало МЧС. Сумма контракта не разглашается. Примерная стоимость одного самолета $18 - 20 млн. Первый самолет будет передан заказчику в следующем году.

Как говорит представитель ИАПО, за Бе-200 завод взялся, потому что эта машина занимает уникальное положение на рынке. "Глупо было лезть в рынок неспециализированной гражданской техники", - говорит собеседник "Ведомостей". Здесь царит жесточайшая конкуренция. А у Бе-200 конкурентов просто нет. Единственная западная компания, выпускающая смежную продукцию, - канадская Bombardie - делает самолеты-амфибии с гораздо более низкими характеристиками.

Следующий после Бе-200 проект - это разработка и начало серийного производства среднего транспортного самолета Ил-214. Он будет развиваться по аналогичной схеме, с той лишь разницей, что в качестве инвестора, помимо ИАПО, выступит индийская корпорация Hindustan Aerounatics Ltd (HAL) , а одним из наиболее крупных потенциальных покупателей является Минобороны Индии. Соответственно, HAL будет участвовать и в консорциуме, и в управляющей компании проекта наряду с ИАПО и "Ильюшиным".

Но компаний, подобных ИАПО, в российской военной индустрии не так уж и много. "Приватизация оборонки происходила довольно бессистемно, - говорит руководитель одного из крупных судостроительных предприятий. - И крупных производственных комплексов, которые способны выпускать не только военную, но и смежные виды гражданской продукции, под контролем частного капитала оказалось немного". Кроме ИАПО среди крупных экспортеров военной авиационной техники таких нет. Чуть больше таких предприятий в судостроении - Балтийский завод и "Северная верфь". Среди крупных производителей средств ПВО есть лишь одна частная компания - "Оборонительные системы". Большинство же крупных военных предприятий с обширными экспортными программами - это ФГУПы или АО с большим участием государства.

Назад к государству.


Если частных предприятий среди крупнейших военных производителей не так уж и много, то среди производителей вооружений второго эшелона "частников" хватает. Другое дело, что мощности этих предприятий зачастую слишком малы и слишком специализированны, чтобы пытаться выстроить устойчивый бизнес лишь за счет диверсификации собственного производства. Для некоторых из них выходом становится возвращение "в государство". Этот шаг может позволить предприятию стать ядром новой, более мощной структуры, которая, хотя формально является государственной, фактически управляется менеджерской командой, пришедшей из частных компаний.

Одним из первых такой шаг совершил питерский Объединенный авиаприборостроительный консорциум (ОАК). Консорциум был создан в 1998 г. из предприятий, которые имели тесные производственные связи с питерским заводом "Пирометр" или акционерами которых были владельцы "Пирометра". Руководил тогда этим предприятием Сергей Бодрунов. Он же был его крупнейшим акционером. "Пирометр" занимался производством автопилотов и гироскопов для самолетов и ракет. В 1997 г. Сергей Бодрунов организовал на "Пирометре" сборку копировальных машин Xerox. Однако конверсионная продукция не решила проблем "Пирометра". В конце 1998 г. Бодрунов смог добиться решения правительства о создании корпорации "Аэрокосмическое оборудование". Ее возглавил Сергей Бодрунов, акционерами стали государство (51% акций) и Авиаприборостроительный консорциум (49% ).

Государство оплатило свою долю, внеся в уставный капитал корпорации госпакеты трех уже акционированных заводов и контрольные пакеты четырех ГУПов, которые были акционированы в течение двух последующих лет. Корпорация должна производить главным образом элементы бортового оборудования для военных самолетов.

Сегодня количество предприятий, в которых корпорация владеет контрольным либо блокирующими пакетами, перевалило за два десятка. Расширение компании происходит за счет скупки акций предприятий на рынке при одновременной передаче в управление корпорации государственных пакетов. Объем уже подписанных "Аэрокосмическим оборудованием" контрактов превысил $1 млрд, выручка составит около $300 млн в год. Столь высокие показатели новому объединению обеспечили успешные экспортные программы самолетов семейства Су-27. Ведь в стоимости каждой из этих машин доля продукции "Аэрокосмического оборудования" может достигать 20%.

Руководитель одной из компаний, имеющих крупные экспортные заказы, так объясняет стремление менеджмента частных компаний "отдаться государству": "Допустим, команда управленцев или инвестор контролирует завод. Он хороший, современный, но его мощности не позволяют значительно увеличить производство гражданской продукции. Не могут быть увеличены и объемы военного производства - у предприятия узкая специализации, а на то, что завод способен производить, слишком ограниченный спрос. Но есть выход - попытаться расширить свой бизнес через распространение контроля на всю подотрасль". Направления экспансии в таком случае диктует сложившаяся еще в советские времена производственная кооперация. А поскольку свободных военно-промышленных активов на рынке практически нет, приходится действовать через государство.

И у Сергея Бодрунова уже появились последователи. Например, фактически под копирку с "бодруновской" схемы списана стратегия реструктуризации главного конкурента "Аэрокосмического оборудования" - консорциума "Технокомплекс" (также выпускает бортовое оборудование для военной авиации).

КРУПНЕЙШИЕ ЭКСПОРТЕРЫ.


В структуре российской оружейной торговли за последние годы в среднем на поставки авиационной техники пришлось около половины объемов, пятая часть приходится на средства ПВО и около 10% дают поставки военных кораблей.

Среди экспортеров военной авиации доминируют два завода, которые производят истребители Су-27 и его модификации. Это федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение" (КнААПО) и АО "Иркутское авиационно-производственное объединение" (ИАПО, его контрольный пакет контролирует менеджмент предприятия). КнААПО поставило за 90-е гг. на экспорт около 50 истребителей семейства Су-27, а также участвует в лицензионном производстве до 200 таких машин в Китае. ИАПО экспортировало около 40 истребителей семейства Су-27 и участвует в лицензионном производстве 140 машин "Сухого" в Индии. Стоимость истребителя Су-27 в зависимости от модификации составляет $30 - 35 млн.

Крупнейшие производители и экспортеры средств ПВО в России - 100% -ное государственное АО "Концерн "Антей" и российско-белорусская ФПГ "Оборонительные системы" (в ее управляющей компании государству принадлежит 10% акций). "Антей" за последние три года поставил в Грецию и Китай зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности ТорМ1 в общей сложности более чем на $1 млрд. "Оборонительные системы" за вторую половину 90-х гг. реализовали несколько контрактов с Китаем и Грецией на поставку зенитно-ракетных систем большой дальности С-300П общей стоимостью около $600 млн.

Крупные контракты на поставку военных кораблей выполнило ОАО "Северная верфь" (два эсминца для Китая общей стоимостью $1 млрд) , и до сих пор выполняет также "Балтийский завод" (три фрегата для Индии за $1,2 млрд). Оба судостроительных завода контролируются частным капиталом. А ФГУП "Адмиралтейские верфи" поставило на экспорт около десятка дизельэлектрических подводных лодок общей стоимостью более $1 млрд.

Крупным экспортером вооружений также является тульское ФГУП КБ приборостроения, которое занимается разработкой и производством противотанковых ракетных комплексов, зенитных средств, автоматических пушек и управляемых артиллерийских снарядов. Объемы экспорта КБП колеблются от $100 млн до $200 млн в год.

Источник: Ведомости
Автор:: Михаил Козырев



List Banner Exchange

Hosted by uCoz