Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости

Аналитика

Статьи по менеджменту и консалтингу

Япония

Рефераты по менеджменту


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

Тренеры наше все



Специалист по проведению бизнес-тренингов - для нашей страны профессия новая, как и само явление тренингов. Советская школа психологии не имела серьезных наработок в этой области. Предмет "Психология труда" в те годы мало для кого представлял интерес. Наиболее талантливые и увлеченные специалисты шли в психотерапию. Не слишком беспокоились о своей психологической подготовке и экономисты - мотивировать клиентов и опережать конкурентов не требовалось. Сегодня ситуация изменилась, в мастера по проведению бизнес-тренингов направились психологи, экономисты, педагоги.

Тренеры как они есть

Тренинговые компании начали осваивать российский рынок с начала 90-х годов. Стажируясь за границей, занимаясь переводом и адаптацией западных программ, постепенно появлялись отечественные специалисты по проведению бизнес-тренингов. К тому же многие российские тренеры сами разрабатывали методики и писали программы.

Но помимо элементарного интеллекта и умения работать с информацией, профессия тренера требует владения огромным количеством навыков и знаний. Проведение тренинга, скорее, искусство, чем ремесло. "Тренер - штучный товар".

До сих пор нет единого мнения о том, какое образование подобает иметь тренеру. Одни компании отдают предпочтение экономистам, другие психологам и педагогам. Конечно, в основном тренинговые компании предпочитают брать на работу людей с различным образованием.

"У нас в компании работает много экономистов, - рассказывает управляющий директор компании "Тим Тренинг" Екатерина Тимохина - Это люди, обладающие достаточным опытом практической работы, но и знающие психологические моменты ведения бизнеса. Они знают, какой дать совет, рассказывают, что и как делать, но не говорят - "посмотри на свою жизнь". Тренинг - не психотерапевтический сеанс - это другая работа, другой взгляд на участников группы, более простой язык, другие, более практичные методы, другое общение. Работа тренера очень динамична, человек должен быстро соображать, что-то придумывать. Чтобы вести бизнес-тренинг нужно очень много составляющих, тренер это как артист. Если дара нет, то хорошим стать трудно.
Любой метод, любую программу тренер должен пропустить через себя, осознать, наполнить своими примерами. Тренер это, скорее, не знания - это человек. Очень трудно описать критерии идеального тренера. Многие компании принимают на работы тех, у кого есть опыт работы с группой и знания по предмету. Но главное, отношение к работе: от человека должен исходить позитив. Иногда сталкиваешься с ситуацией, когда работает, казалось бы, профессиональный тренер - то есть владеет методами и знает предмет, но группа после работы с ним боится тренинга вообще.

Когда ты проводишь тренинг, то должен четко осознавать - ты здесь для того, чтобы помочь людям. У них собственный определенный уровень развития. Может быть, ты встречал и другой уровень, но не в этом дело. Внутренний позитив - наш основной критерий".

Безусловно, при работе с группой у тренера возникает множество различных проблем. На первых порах работы, тренер еще не до конца понимает свою роль. Он пытается, во-первых, все знать, во вторых - всем понравиться. В зависимости от характера он более или менее боится работать с группой, боится реакции. Кажется, если в группе скажут что-то критичное, значит ты плохой, некоторые приравнивают обратную связь группы к себе. Очень важно научиться оценивать себя самому. По началу ощущение как в школе: тебе поставили двойку - значит ты двоечник. Причем оценка, конечно, высказывается не напрямую - тренер не спрашивает людей, как им понравилось, но замечает, что кто-то ведет себя агрессивно, кто-то явно демонстрирует скуку. Однако нужно понимать, что все это не обязательно связано с работой, проводившего трениниг человека. Если человек агрессивен, скорее всего, это значит, что у него самого проблемы. Тренер должен уметь это разделять и воспринимать обратную связь как инструмент, с помощью которого можно что-то сделать. Со временем меняется сознание и появляется понимание того, что главное не то, как ты выступил, а то, чему научилась группа. "Я считаю, что в тренинге важней всего человек, люди", - говорит Екатерина Тимохина.

Критерии отбора специалистов для проведения тренингов во многом зависят от стиля фирмы, стратегии тренинговой компании.

"У нас работают люди с психологическим образованием - говорит генеральный директор компании Арс Витэ кандидат психологических наук Анна Моносова. - Когда приходили не психологи мы сначала радовались, наконец-то у нас будет экономист. Но потом чувствуется, что стиль немножко разный, разная логика. У человека с экономическим образованием намного больше возможностей привлекать знания рыночные и гораздо меньше возможности применить знания психологии человека. Чтобы разработать и провести какое-то упражнение нужно или четко знать: делаются пункты 1,2,3,4,5 или нужно понимать, почему и что происходит, тогда можно сделать 1,5, 3, 15. Психолог всегда знает, что за этим стоит, и не ошибется. Трудно сказать, что лучше, есть очень успешные тренеры не психологи, люди, пришедшие из бизнеса. Есть совершенно не успешные и с психологическим и с педагогическим образованием, хотя, казалось бы, должны знать технологию. Хороших, талантливых тренеров, конечно не хватает. Последнее время мы остановились на том, что берем студентов с психологического факультета и сами их обучаем. Это оказалось проще. Молодые люди сразу после института открыты информации и очень быстро двигаются. Хотя, что касается возрастных критериев и там и тут есть и плюсы и минусы. У людей с опытом больше мудрости, более терпимое отношение ко всему. Но бывает так, что у них слишком много своих наработок и стереотипов".

Если у человека психологическое образование это не значит, что он будет либо "лечить" либо "гладить по головке". Профессиональный тренер понимает, что он делает и умеет переключаться.

"Я сама долго вела психотерапевтические группы - говорит Анна Моносова - переход к бизнес-тренингам для меня был специальный шаг. Сначала мне говорили "прекрати их поддерживать", а мне казалось, что с человеком сейчас что-нибудь случиться. Однако это опять же вопрос профессионализма. Нужно уметь строить свое поведение в зависимости от цели. Поэтому у меня нет предубеждений ни против экономистов, ни против психологов. Здесь важно умение развиваться".

Кого брать на работу в качестве тренера, каждая компания решает для себя самостоятельно, решается это в основном в зависимости от целей, которые компания считает для себя приоритетными.

"Поскольку мы видим свою задачу в передаче руководителям и сотрудникам компаний-клиентов того, что называется "лучшими деловыми практиками" (best business practices), при подборе тренеров мы отдаем предпочтение специалистам, проработавшим достаточно продолжительное время на менеджерских позициях в международных корпорациях. Люди с подобным опытом, как правило, также имеют систематическую подготовку по проблемам управления людьми и процессами, организации продаж, работы с клиентами и т.д. При разработке и проведении тренингов они могут апеллировать как к новейшим теоретическим разработкам в области эффективного ведения бизнеса, так и к опыту их успешного использования в реальных условиях. Конечно, у них должен быть опыт ведения тренинг-семинаров, соответствующие знания и навыки. Кроме того, они совершенствую свое мастерство в рамках собственной тренерской школы нашей компании и различных международных программ подготовки тренеров" - объясняет исполнительный директор МЕНЕДЖМЕНТ ТРЕЙНИНГ ИНТЕРНЭШНЛ (MTI) Марина Шакалова.

Пусть меня научат?

Чему может научить нас, специалистов в своей области, тренер, который сам ничего в этом не понимает? Такой вопрос не редко задают на бизнес-тренингах. Что касается тренингов по продажам, то большинство тренеров имеют к этому ремеслу самое непосредственное отношение, периодически практикуясь на продаже собственного продукта. Если же подготовка тренинга требует знаний в специальной области, компания может привлечь тренера с соответствующим образованием. "За специфические области просто так никто не возьмется, - говорит Анна Моносова - когда мы начинаем участвовать в тендере, то внимательно изучаем специфику работы компании. Если поступает заказ - знакомимся еще подробнее. Кроме этого есть вещи довольно общие. В технике продаж многое зависит от людей, от того, как человек воспринимается в общении, а не от того, что именно продает. Если программа содержит какие-то элементы маркетинговых запросов - нужно не просто научить людей как говорить или как задавать вопросы, но и сформулировать конкретные фразы, тогда есть смысл знакомиться со спецификой. Есть очень специфические сектора, например фарм-сектор. С одной стороны, там не так уж много специфики, с другой стороны ее обязательно нужно знать, чтобы работать. Там другой маркетинг и другие особенности клиентов. Но мы работали и с табачными и со строительными, и с компьютерными фирмами. Если нужно, менеджеры и тренеры сидят в компании, ездят вместе с продавцами, вникают, набирают материал для создания ситуации".

Одна из особенностей российского обучения - сформировать отношение к работе. Половина проблем, из-за которых люди работают неэффективно, связана не с отсутствием навыков, а с отношением к работе. Сегодня работник улыбаюсь клиенту, потому что он ему понравился, а завтра нет, потому что настроение изменилось. Естественно, такое отношение к работе необходимо принципиально изменить и во многом это работа для тренера-профессионала.

"Изменение отношения людей - более сложная задача, чем просто развитие тех или иных навыков. Но, тем не менее, именно она является сегодня в России первостепенной, ведь без ее решения результативность чисто "навыковых" тренингов может свестись к нулю. Люди, прекрасно владея новейшими техниками работы с клиентами, в каждодневной работе могут их не применять, просто не хотеть этого делать. Можно ли вообще решить эту задачу в ходе тренинга? Да, можно, но в ходе "правильного" тренинга. Многое зависит от построения, содержания и последовательности учебных тренинговых программ, их согласованности с общей стратегией компании-заказчика, и, конечно, мастерства тренера, его собственного отношения, уровня доверия к нему группы. Это всегда "командная" работа тренинговой компании и топ-менеджмента компании-заказчика. Изменение отношения людей должно быть востребовано средой, в которой они работают", - считает Марина Шакалова, Исполнительный директор MTI.

Вершители судеб

Может ли тренер оценить профессионализм сотрудников вашей компании в процессе тренинга? Многие тренеры считают, что людей не стоит оценивать когда они учатся, или хотя бы предупреждать их, если стоит такая задача. Для выявления профессиональной пригодности сотрудников есть другие процедуры. Как обратную связь после тренинга, преподаватель может дать рекомендации в каком направлении хорошо двигается тот или иной сотрудник, кого и в чем стоит поддержать. Однако вопрос о том, что стоит сообщать руководству обучающейся компании, а что - нет, остается спорным. "Однажды мы попали в неприятную ситуацию - рассказывает представитель одной из тренинговых компаний - после завершения тренинга генеральный директор компании решил проверить уровень подготовленности сотрудников. Он несколько минут ходил по офису, изображая клиента, но новая сотрудница, которая там стояла, даже не подняла на него глаза. Эффективность нашей работы была поставлена под сомнение. Тогда мы поняли, что это за девушка - еще в начале проведения тренинга, она просто не смогла выполнить ни одного упражнения, встала и выбежала из комнаты. Мы ее пожалели и решили не говорить об этом руководству. Оказалось, что зря, здесь профессиональная непригодность была на лицо".

Остерегайтесь подделок

Имидж солидной тренинговой компании - это деньги, вложенные в ее сотрудников. Одним из очевидных критериев хорошего тренинга является высокая цена. Тренинг может стоить дешево, если его проводит начинающий сотрудник, который учится сам или человек, который просто "озвучивает программу", но не умеет работать с группой. Хотя сегодня работа с различными тренинговыми компаниями, считается нормальным и даже предпочтительным вариантом для многих фирм, выбирать все же стоит внимательно и осторожно.

"Надоело переделывать работу за неквалифицированными коллегами - говорят сами тренеры. - Иногда бывает так, что приходишь на фирму, а тренер из предыдущей компании отбил у людей все желание к занятиям. Они сразу говорят: нам тренинги больше не нужны!" Если от тренера идет негатив, сама программа уже не воспринимается. Конечно, что-то может не нравиться или восприниматься тяжело, но, не смотря ни на что люди должны вовлекаться в процесс.

"Сегодня, к сожалению, бывают случаи, когда люди, идут вести тренинги и при этом хотят самореализоваться за счет группы, - говорит Анна Моносова, - иногда непонятно что тренер приходит делать, учить других людей или выступать перед ними. В любой профессии существуют стандарты и очень четкие правила. Психоаналитик сам должен пройти курс психоанализа и не реализовывать свои комплексы за счет пациента. Если тренер проблемный, он может начать насаживать какую-то определенную мысль. Я очень надеюсь, что когда-нибудь и в профессии бизнес-тренера будут четкие правила. Недавно на конференции, посвященной тренингам, прозвучала такая мысль: "Осторожнее с выбором, мы имеем власть и огромное влияние на мозги ваших сотрудников".

Растим достойную смену

Тренинговая компания может предложить не только работу со своими тренерами, но и обучить тренерскому искусству сотрудников компании, что позволит уменьшить потребность в преподавательских услугах со стороны и соответственно материальные затраты. Если в компании большая текучесть кадров или постоянный прирост новых сотрудников, может понадобиться проведение одного и того же тренинга несколько раз в год.

Бывает, что в каждом отделе нужен человек, способный обучать новых сотрудников элементарным базовым навыкам, иногда целесообразно делать это вместе с обучением материалу. Занятия также могут проводиться как адаптационный тренинг при вводе людей в компанию.

Существуют несложные варианты программ для внутреннего обучения тренеров внутри компании-клиента, включающие в себя отработку навыков работы с группой, технологии психологического влияния и много другое. Каждый тренер учится готовить информацию, которую нужно донести до людей, подать ее таким образом, чтобы она запомнилась, воспринялась.

Программы для обучения профессиональных тренеров намного серьезнее и больше. Когда пройдена теоретическая часть, каждый может попробовать свои силы на членах собственной группы, однако навык появляется не сразу. Впоследствии начинающий подключается вторым тренером под присмотром профессионалов. Все занятия записываются на видео, анализируются. Работа с группой требует знаний в области групповой динамики, умения управлять групповыми процессами, к тому же нужно понимать, что у каждого человека есть что-то свое, свои проблемы и тренер должен уметь помочь каждому индивидуально.

Очень долго тренеры учатся справляться с группой. Совершенно обученный тренер учится этому еще примерно год. Это напоминает вождение машины - нужно одновременно держать руль, жать на педали и смотреть в зеркало.

И все же тренерское мастерство постепенно совершенствуется, как совершенствуется умение овладевать навыками и обучать им других. Позаниматься с профессиональным бизнес-тренером или самому пополнить ряды мастеров - ближайшая и обозримая перспектива для сотрудников множества компаний нашей страны.

Источник: trainings.ru
Автор:Анна Юферева



List Banner Exchange

Hosted by uCoz