Welcome to Wizard-Management and Consulting | |
Новости Аналитика Статьи по менеджменту и консалтингу Япония Рефераты по менеджменту
Букмарк |
Тарифная политика в отрасли коммуникаций исторически развивалась по законам естественной монополии, и только с либерализацией рынков вступили в действие конкурентные факторы. Условно можно выделить три главных этапа: стартовый, ускоренный и умеренный. На первом этапе движение было медленным, равномерно использовалась сеть, спрос был невелик, тариф высок и един (например, раз в месяц), а также устанавливался заранее. На втором этапе произошел виток форсированного роста, где оператор уже хорошо знал своих клиентов, а они успели оценить важность телефона и готовы были платить за него большие деньги. Телефон был элитной услугой. Тариф стал ключевой фигурой развития телекоммуникаций и управлял их ходом, замедляя или ускоряя процесс. Очевидно, что связь между стоимостью и тарифом в данном случае весьма приблизительна. Третий этап - умеренная фаза, которой соответствует уже высокой технико-технологической зрелости отрасли. Именно в это время тариф полностью структурирован. Начинается постепенное его снижение. Отмеченные этапы развития в разных странах не всегда совпадали по времени, однако сдвиг в 2 - 3 года по мировым часам вряд ли можно считать явлением заметным. Механизм модернизации тарифов запустили три главные события в сфере телекоммуникаций: изменение технологий, быстрый рост национальных телефонных компаний, нарастание конкуренции и снижение тарифов, ориентация их на себестоимость. Структурирование тарифа на третьем этапе тесно связано с технологическими особенностями предоставления услуг электросвязи. Это то, что в передаче информации участвуют станционные и линейные сооружения принадлежащие разным компаниям, соответственно затраты по эксплуатации этих сооружений должны относиться на себестоимость различных услуг. Перечень услуг, предлагаемых современными телекоммуникационными технологиями, очень большой. Однако социально значимый пакет услуг телефонной связи достаточно четко определен во всем мире. В таблице 1 представлены элементы, составляющие стандартный пакет. Фиксированная часть состоит из двух компонентов: стоимости установки (подключения) телефона и арендной платы за линию (абонемент). Переменная часть тарифослогаемых отражает стоимость телефонных разговоров, которые учитываются либо по общему их объему, либо по времени занятия линии. По вертикали в таблице выделены две основные подотрасли телекоммуникаций: местная и междугородная связь. Вклад в доход предприятия со стороны фиксированных и переменных тарифов различен и зависит от сложившейся структуры. До начала 80-х годов в большинстве стран тарифы на услуги местной связи (плата за установку, разговор, абонемент) были низки и не учитывали интенсивности нагрузки (длительности занятия линии). Сектор был убыточен и финансировался путем перераспределения доходов от междугородной и международной служб, где уровень тарифов всегда был высоким. Разброс тарифов на услуги местной телефонной связи по странам значителен, но в целом в течение последнего десятилетия для всех категорий потребителей наблюдаются две главные тенденции в изменении баланса стоимости тарифных пакетов: увеличение веса переменных тарифослагаемых и усиление влияния конкуренции как положительного фактора в воздействии на тарифы в сторону их снижения. В структуре фиксированных тарифов наблюдается изменение баланса между стоимостью установки телефона и абонентской платой. Главная стратегия в этом направлении - сохранить тарифы на установку абонентской точки на прежнем уровне и поднять "планку" арендной платы. Меняется сама структура общего пакета: увеличивается стоимость местных соединений и соответственно снижается - междугородных. Общая тенденция развития телекоммуникационных услуг сводится к тому, что в ближайшие годы тарифы будут все больше приближаться к себестоимости услуг. Этот означает, что тарифы на услуги местной связи будут расти, а на междугородные - снижаться. Почти во всех странах тарифная политика на социально значимые услуги связи - прерогатива специальной комиссии (департамента, отдела и т. п.), входящей в состав регулирующего органа в области телекоммуникаций. Правовой основой совершенствования тарифной политики в России является Положение Федерального закона "О связи", в котором определено: "Тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотренных законодательством РФ по отдельным видам услуг связи, тарифы могут регулироваться государством". Порядок этого регулирования на внутрироссийском рынке услуг связи определен рядом Указов Президента РФ и Постановлений Правительства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. № 1559 введен перечень услуг связи, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В него в том числе включены: предоставление междугородного телефонного соединения (разговора), предоставление доступа к телефонной сети независимо от типа абонентской линии (проводная или радиотелефонная), предоставление местного телефонного соединения, плата за которое включает: а) при абонентской системе оплаты услуг телефонной связи (абонементная плата за пользование абонентским устройством): плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту, плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его средней продолжительности в расчете на одного абонента; б) при повременной системе оплаты услуг связи: плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту, плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его фактической продолжительности в единицах тарификации. Законодательная база по вопросам внедрения повременного учета основывается на "Правилах оказания услуг телефонной связи", утвержденных постановлением Правительства РФ от 2.09.97 г. № 1235. В настоящее время убытки от нерентабельных услуг компенсируется за счет перекрестного субсидирования из доходов, получаемых от коммерческого сектора, уровень тарифов для абонентов делового сектора достиг по ряду услуг значительных размеров, и превышает тарифы на аналогичные услуги для населения в пять и более раз. Поэтому Госкомсвязью России был разработан план-график сокращения перекрестного субсидирования на основе единых нормативно-методических документов по распределению затрат на услуги связи, определению их себестоимости и порядка расчета коэффициентов индексации тарифов на услуги общедоступной электрической связи. Сдерживание Минсвязи роста тарифов на базовые услуги для населения, а также субъективный подход к установлению тарифов со стороны исполнительной власти субъектов РФ, выражавшийся в "замораживании" тарифов на услуги связи в ряде регионов, привели к тому, что абонементная плата за пользование телефоном сейчас покрывает не более 40 % себестоимости его обслуживания в городе и только 15 % в сельской местности. Такая структура тарифов не соответствует мировым тенденциям и далека от оптимальной даже для условий России, где основная часть абонентов в личном секторе имеет низкую платежеспособность. Одной из главных особенностей формирования себестоимости в отрасли является то, что в связи со спецификой технологического процесса, состоящего в том, что одни и те же производственные ресурсы различных цехов, производственных структур и организаций участвуют в производстве различных видов услуг, непосредственное отнесение всех статей затрат на производство по отдельным услугам связи не представляется возможным, а следовательно, невозможен и их текущий учет. Поэтому с целью установления единообразия подходов к определению себестоимости ФСЕМС России были разработаны "Рекомендации по распределению затрат и определению себестоимости основных услуг общедоступной электрической связи". В соответствии с данными рекомендациями определяется себестоимость тех услуг связи, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ. Используется следующая последовательность расчетов. Для расчета себестоимости первоначально необходимо иметь данные о затратах и количестве услуг по их видам по специализированным и объединенным структурам, например, городские телефонные станции. Полученные данные о затратах в подотраслевом разрезе, распределенные по цехам, участкам и видам оборудования, далее распределяются по видам услуг, исходя из технологических процессов их создания. После чего рассчитывается себестоимость каждой услуги. В подотрасли местной телефонной связи обычно выделяют следующие виды услуг: предоставление местной связи через абонентские телефонные аппараты (ТА), предоставление соединительных линий (СЛ), предоставление общественной связи в виде таксофонов (ОС). При распределении затрат по цехам, участкам и видам оборудования выделяется цех станционного оборудования (цех АТС) и цеха по обслуживанию линейно-кабельных сооружений. Часть затрат цеха АТС приходится на индивидуальное оборудование (абонентские телефоны), а другая - на оборудование, которое в совокупности используется для всех видов услуг. Для упрощения расчетов по распределению затрат цеха АТС на индивидуальное и групповое общие затраты разделены по видам оборудования в соотношении 40 и 60 %, что определено по результатам выборочного обследования в среднем по России. В обслуживании линейно-кабельных сооружений выделяются следующие объекты: прямые, абонентские, межстанционные линии, линии к ведомственным, междугородным и сельским станциям и линии, выходящие за пределы города, а также ведущие к таксофонам. Протяженность этих линий определяется по данным первичного учета и статистической отчетности в км-пар жил. Распределение затрат осуществляется пропорционально протяженности указанных линий. К прямым затратам, которые определяются непосредственно по указанным объектам, относятся заработная плата с отчислениями во внебюджетные фонды и амортизация оборудования. Кроме того могут учитываться другие затраты, если их можно учесть непосредственно по объекту (например, затраты на ремонт). Косвенные затраты, определяемые в целом по подразделению, распределяются пропорционально прямым затратам. В соответствии с рекомендациями амортизационные затраты включаются в расходы по созданию телефонного номера и покрываются доходами от установочной платы. Поэтому до распределения данных о затратах по видам услуг из них вычитаются амортизационные отчисления и затраты, связанные с предоставлением междугородных телефонных разговоров, относящиеся к междугородной телефонной связи, пропорционально удельному весу междугородных телефонных разговоров в общем количестве разговоров (междугородных и местных), что в среднем по России составляет 5 %. Затем проводится распределение затрат цехов и участков по видам услуг местной телефонной связи, и рассчитываются составляющие себестоимости на услугу. Себестоимость единицы продукции (услуги) является как важнейшим элементом анализа доходности товара, так и основой определения цены на него при затратном методе ценообразования. Если в большинстве отраслей хозяйства достаточно давно рассчитывают себестоимость единицы, то в отрасли телекоммуникаций этот метод начал применяться сравнительно недавно, что связано с особенностями развития отрасли. Таким образом, основными направлениями модернизации тарифной политики в России должно стать приближение тарифов к их себестоимости, что влечет за собой необходимость разработки методики ее формирования. |