"Обучение действием": история и концепция.
Нельзя не согласиться с тем, что успех любой организации не в последнюю очередь зависит от квалификации и профессионализма работающих в ней людей. У организации должны быть ясные и принимаемые всеми цели. Но не менее важно, чтобы люди, работающие в ней, хотели и умели работать на достижение этих целей. Именно от этого в первую очередь зависит успешность организации.
Люди учатся всю жизнь. 20% своих знаний (но не опыта) они получают через формальное индивидуальное обучение (ВУЗы, курсы повышения квалификации, различные семинары, тренинги и т.д.). Это так называемые "Р-знания" (программируемые знания). Остальные 80% знаний и, что самое главное, опыт они получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а также при взаимодействии с другими людьми и организациями (совещания, конференции, командировки и т.п.). Условно эти знания можно назвать "Q-знаниями", которые человек получает путем "задавания вопросов".
Так, процесс обучения выглядит следующим образом:
L = P + Q,
хотя на практике эта формула выглядит несколько иначе, а именно:
L = P * Q.
Некоторые организации, осознавая тот факт, что основная часть индивидуального обучения происходит по неформальным каналам, т.е. на рабочем месте, модифицируют подход к формальному обучению, разрабатывая Программы обучения своих сотрудников и, реализуя их на предприятии (приглашают преподавателей ВУЗов, организуют тренинги, проводят учебу силами своих сотрудников и т.д.). Таким образом, признается приоритет и эффективность инвестирования в людей, поскольку руководители интуитивно понимают, что именно сотрудники организации являются неформальным нематериальным активом организации (формальные материальные активы - лицензии, патенты, программные продукты и т.д.), Это - своеобразное "ноу-хау" организации. Своеобразие его заключается в том, что оно, в отличие от формального "ноу-хау", не может быть "засекречено" и всегда принадлежать данной организации. Люди уходят из организации и уходят не всегда худшие.
Встает вопрос:
Как повысить эффективность инвестиций в обучение сотрудников?
Ответ, с одной стороны, достаточно прост, а с другой - достаточно сложен. Необходимо сформировать культуру и среду неформального длительного организационного обучения, способствующих развитию инициативы и самомотивации сотрудников. В этом случае не люди с их опытом и знаниями, а сама культура организационного обучения и развития, является непередаваемым "ноу-хау" организации.
Одним из подходов к формированию такого рода среды является технология "обучения действием" (ОД) - альтернативная модель традиционному обучению.
ИСТОКИ
Эта технология была разработана Регом Ревансом (английским консультантом и исследователем) как наилучший способ обучения менеджеров без отрыва от повседневной работы и широко применяется сегодня в организациях по всему миру.
Впервые он применил ее еще 30 лет назад на Бельгийских угольных шахтах, когда перед высшим менеджментом этих шахт встал вопрос: "Как повысить уровень менеджмента и эффективность работы на шахтах в условиях, когда производственная технология не дает возможности отвлекать менеджмент и работников для получения дополнительного образования и знаний на стороне?"
Рег Реванс предполагает, что организация (также как и люди в ней) будет процветать до тех пор, пока уровень обучения ее будет больше или хотя бы равен уровню проходящих изменений в ней: L > С (Learning > Changes).
ЦЕЛЬ
Цель "обучения действием" - преодолеть разрыв между тем, что "говорит" организация, и тем, что она "делает". Другими словами, преодолеть разрыв между теорией предполагаемых действий (знаниями) и практикой (деятельностью).
СОДЕРЖАНИЕ
"Обучение действием", конечно, является "обучением через работу". Но в ОД мы идем дальше, через создание организационной структуры, достаточно простой для того, чтобы расширить возможности обучения на основе личного опыта и, что самое главное, ускорить этот процесс.
"Обучение действием" - это структурированный процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи (реализации проекта) и опыта нескольких других, аналогично мыслящих людей через задавание вопросов, помогающих каждому участнику рабочей группы прояснить для себя, что он должен делать и как. Каждый участник группы также знает, что после того, как он предпримет очередной шаг, этот шаг будет скрупулезно проанализирован группой с его участием, для того чтобы поучиться на этом и помочь спланировать следующий конкретный шаг. Таким образом, участие группы минимизирует вероятность серьезной ошибки в работе каждого участника.
Каждый участник группы работает над реальной, самостоятельно выбранной проблемой или задачей организации. Поэтому, можно ожидать высокой мотивации в работе и учебе.
Технология "обучение действием" эффективна при решении следующих задач:
- Развитие менеджмента в организации.
- Реорганизация и развитие организации.
- Реализация стратегий развития организации.
- Внедрение новой деловой культуры или философии управления.
- Развитие качеств самообучающейся организации.
- Внедрение "системы тотального качества".
- Разрешение текущих проблем организации, на которые обычно не хватает времени у руководителей.
ОСОБЕННОСТИ
- Участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или
- Искусственными ситуациями.
- Они учатся в гораздо большей степени друг у друга, чем у "учителя".
- Участники имеют редкую возможность начать свою карьеру в данной организации с нуля, работая над реальными проектами и их внедрением в организации.
- Участники работают на внедрение полученных результатов, а не на подготовку доклада, плана или рекомендаций.
- Уже сам процесс "обучение действием" способствует возникновению нового мотива в практической деятельности каждого участника.
trainings.ru
Автор: БЕСТ-Тренинг, Павлуцкий & Партнеры