Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости
Аналитика
Статьи по консалтингу


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

Секрет фирмы Nokia

"Первый этап развития индустрии мобильной связи подходит к концу, - заявил недавно Йорма Оллила в интервью журналу Forbes. - Мир стал другим".

        Неожиданно поэтичное заявление из уст генерального директора и председателя совета директоров Nokia, акции которой меньше чем за год подешевели на 70%. Впрочем, как напоминает журнал Forbes, в 2000 г. объемы продаж крупнейшей в мире корпорации по производству мобильных трубок увеличились на 50% и составили $26 млрд, а чистая прибыль выросла до $3,5 млрд. И все-таки мир для Nokia уже не будет таким, как раньше.

        Болезнь под названием "пресыщенность рынка" уже сказалась на всех крупнейших производителях мобильных телефонов. Американская Motorola, вторая после Nokia компания по объему производства мобильных телефонов, проводит сейчас интенсивную реорганизацию, увольняя 12 000 сотрудников отдела по работе с потребителями, после того как в 2000 г. доля компании на мировом рынке мобильных телефонов сократилась с 16,9% до 14,6%. Шведская Ericsson сумела удержать свои 10% рынка - ценой затраченных $1,6 млрд. В начале года компания объявила о передаче всего производства трубок сторонним подрядчикам, прежде всего сингапурской Flextronics.

        До сих пор одной только Nokia удавалось спокойно огибать многочисленные рифы и мели на беспокойном рынке. В 2000 г. компания выпустила 128 млн трубок, а ее доля выросла на 4% и составила 31%. Однако, несмотря на увеличение объемов производства, нормы операционной прибыли Nokia все-таки сократились с 23,5% до 22%.

        Тем не менее компания не оставляет планов расширять свое присутствие на формирующихся рынках, например в Китае, где разворачивается основная борьба между производителями мобильных телефонов. В 2000 г. в стране было зарегистрировано 85 млн абонентов сотовой связи, и, несмотря на это, местный рынок продолжает расти со скоростью 50% в год. На данный момент продажи Nokia в Китае составляют $2,8 млрд. К концу года в Китае будут размещаться три из девяти крупных заводов Nokia, разбросанных по всему миру. Кроме того, Nokia твердо намерена завоевать лидерство на нарождающемся рынке мобильного Интернета.

        Когда в 1999 г. экономист Бенгт Холмстрем стал членом совета директоров Nokia, первый вопрос, с которым он обратился к Йорме Оллила, был: "В чем секрет успеха вашей компании? Должен же у вас быть какой-то секрет".

        Nokia - компания, возраст которой приближается к 140 годам. В 1865 г. на берегах небольшой речки Нокиа на юге Финляндии был построен небольшой лесопильный завод. В 1967 г. Nokia forest products company, производившая пиломатериалы, объединилась c Finnish Rubber works и Finnish Cable works, которая до 1960 г. , как пишет журнал Fortune, производила телефонные и силовые кабели. В 1960 г. Finnish Cable основала новое подразделение, занимавшееся телекоммуникациями. Именно это подразделение и стало основой нынешней Nokia.

        Однако еще не так давно нынешний лидер мирового рынка телекоммуникаций занимался главным образом производством одноразовых подгузников и резиновых сапог. Теперь компания производит мобильные телефоны (72% продаж) , а также оборудование для беспроводной и интернет-связи.

        Секретов нет, считает Оллила, но он, конечно же, скромничает. Многие специалисты, по мнению Fortune, ответили бы на этот вопрос иначе: секрет успеха Nokia - в ее руководителе. И скорее всего они бы не ошиблись. Пятидесятилетний Оллила пользуется огромным уважением у инвесторов и журналистов, пишущих о бизнесе. В отличие от большинства руководителей компаний в Финляндии и Европе Оллила улыбчив, приветлив и не избегает встреч с прессой.

        Йорма Яакко Оллила родился 15 августа 1950 г. в небольшом морском городе Сейнейоки. Когда ему было 17, директор школы рекомендовал его в Atlantic College, в ту пору только основанный известным германским педагогом Куртом Ханом. По замыслу Хана, этот пансион должен был стать кузницей кадров будущих топ-менеджеров.

        Оллила проучился там два года, а затем поступил в Хельсинкский университет, который окончил в 1976 г. с дипломом политолога. В 1978 г. он оканчивает Лондонскую школу экономики, а в 1981 г. - Хельсинкский технологический университет.

        С 1978 г. Оллила работал в лондонском отделении Citibank, в частности вел счета Nokia. В 1985 г. Кари Кайрамо, легендарный директор Nokia, пригласил его в компанию на место вице-президента по международным операциям. Через год он стал финансовым директором компании, а к концу 80-х в руководстве Nokia сложилась сильная команда. Сам Оллила, Пекка Ала-Пиетела (ныне - президент Nokia) , Матти Алаухта (руководитель подразделения мобильных телефонов) , Сари Балдауф (руководитель подразделения по производству оборудования для телекоммуникаций) и Олли-Пекка Калласвуо (финансовый директор компании).

        Эти пятеро так долго проработали вместе, что понимают друг друга с полуслова. Сотрудники компании воспринимают их как единое целое. Именно эта команда провела Nokia через нелегкий период, когда в 1987 г. подразделение по производству мобильных телефонов, в то время лидер юного рынка мобильной связи, стало убыточным. В декабре 1988 г. Кайрамо покончил жизнь самоубийством. В 1991 г. не стало основного торгового партнера Финляндии - Советского Союза и финская экономика вошла в крутой штопор. Для Nokia настали черные дни. Когда один из крупнейших акционеров компании попытался продать свои акции основному конкуренту - шведской Ericsson, шведы отказались.

        Кардинальную перестройку компании начал Оллила. В 1990 г. его назначили руководителем подразделения мобильных телефонов и поставили задачу: через шесть месяцев дать заключение о целесообразности существования этого направления. Оллила дал ответ через четыре месяца: его следует развивать. Он встретился с сотрудниками, перестроил работу исследовательского отдела и потратил массу времени на подготовку к введению в Европе стандарта сотовой связи GSM. К 1991 г. , когда этот стандарт был введен во всей Европе, первым телефоном, с которого был сделан звонок в GSM, был телефон компании Nokia.

        В 1992 г. Оллила был назначен на пост генерального директора Nokia и быстро приступил к работе с иностранными инвесторами, главным образом в США. Команда Оллилы быстро отделалась от "лишних" компаний по производству компьютеров и телеканала. Nokia оказалась компанией с узкой специализацией, и американским инвесторам это понравилось. В 1994 г. компания провела первичное размещение акций на Нью-Йоркской бирже. С начала 1997 г. основное число акций компании находится у американских акционеров. Кроме Нью-Йоркской акции Nokia торгуются на Хельсинкской фондовой бирже, где на их долю приходится около 70% оборота.

Екатерина Кудашкина
Ведомости

List Banner Exchange

Hosted by uCoz