Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости
Аналитика
Статьи по консалтингу


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

Некоторые особенности внедрения ERP систем на российских предприятиях

Невозможность полноценного и эффективного применения технологий электронного бизнеса на предприятии в отсутствии четкой отлаженной системы автоматизации управления, является одним из наиболее существенных сдерживающих факторов развития интернет-бизнеса в России. Фактически комплексное применение технологий электронного бизнеса, а только такое решение может обеспечить реальное снижение операционных расходов для предприятия, ликвидирует четко очерченные границы между внешней и внутренней средой компании. При старых методах ведения бизнеса, за счет закрытости внутренней среды компании, менеджеры могут нивелировать недостатки внутренних бизнес процессов и обеспечивать приемлемое качество исполнения контрактов на поставку продукции и взаимоотношений с поставщиками. За счет применения интернет-технологий все внутренние недостатки бизнес процессов становятся автоматически внешними и возможности менеджмента по "ручному разруливанию" проблемных ситуаций сводится к минимуму. При этом подобные действия приводят не к уменьшению, а к значительному увеличению операционных издержек, и при определенных условиях зачастую просто "заклинивают" систему управления предприятием.

Выше обозначенное утверждение, о наличии прямой взаимосвязи между эффективностью применения технологий электронного бизнеса и наличием на предприятии развитой, комплексной системы автоматизации управления, достаточно подробно и полно обосновано в статье "Цель определяет средства" Александра Поваляева, опубликованной в журнале "Эксперт" № 6 от "12" февраля 2001 года. Поэтому, не желая повторяться в приведении аргументов, обосновывающих данную точку зрения, в продолжение начатой темы, рассмотрим некоторые особенности внедрения систем автоматизации управления предприятием (ERP/MRP-подобных систем).

Техническая установка и наладка - это только первый этап внедрения системы

После технической установки системы, обучения персонала и успешного завершения нескольких тестирующих реальных прогонов в большинстве случаев процесс внедрения системы автоматизации управления на предприятии считается законченным. Однако это только начало - первый этап внедрения системы (наиболее видимый и осязаемый). На следующем этапе необходимо решить не менее важную задачу - гармонично и бесконфликтно интегрировать данную систему в корпоративную культуру компании. После технической установки системы автоматизации управления предприятием во внутренней среде компании возникают дополнительные конфликты, начиная с межличностных, и заканчивая межгрупповыми. Под воздействием этих конфликтов, внутри организации появляются отдельные люди и неформальные группы нелояльно настроенные к системе. Неприятие персоналом новшества может принимать разные формы, начиная от открытого выражения недовольства и отказа от использования системы, подобных следующему "Мы 30 лет работали без этого, так зачем нам лишние хлопоты?", до скрытого, пассивного саботажа.

Современные системы автоматизации управления производством весьма чувствительны к подобным явлениям. В их основу положен принцип слаженной и надлежащей работы всех подразделений предприятия (блоков системы) и сбой в одном из них приводит к ошибкам в других, что в результате приводит к некорректности полученных выходных данных. А это, с учетом вышеуказанного неоднозначного отношения работников к системе, в свою очередь приводит к росту нелояльности персонала к системе. Таким образом возникает обратная положительная связь, когда незначительное отклонение на входе при прохождении через систему усиливается и подается снова на вход, что приводит к еще большему рассогласованию системы и ошибочным выходным результатам.

Поэтому одной из основных задач решаемых менеджерами компании на данном этапе внедрения системы автоматизации управления предприятием является модификация корпоративной культуры, в соответствии с требованиями системы, снижение уровня конфликтности и нелояльности персонала к системе, выявление возникающих конфликтов внутри компании, определение их природы и устранение последних.

От успешности решения данной задачи, в значительной степени зависит, то насколько успешным будет весь проект по внедрению системы автоматизации управления предприятием и удастся ли добиться ожидаемого эффекта. Зачастую нерешенность данной проблемы приводит к тому, что, израсходовав значительные ресурсы и реализовав технически правильную систему автоматизации управления предприятием, не удается достичь ожидаемых результатов, после чего менеджеры принимают решение о неэффективности подобной системы для компании и отказываются от её дальнейшей эксплуатации.

По сложности и ресурсоемкости данная задача может соперничать с предыдущим этапом. И если при всей своей значительной сложности этап технического внедрения системы автоматизации управления предприятием имеет пусть и сложные, но четко формализованные пути решения, то задача по модификации корпоративной культуры стандартных и универсальных решений не имеет. Другими словами внедрение современной ERP подобной системы на российском предприятии, где отсутствуют системы автоматизации управления предыдущих поколений, это проект революционных изменения не только бизнес процессов компании, но и корпоративной культуры. Зачастую именно данный фактор, является определяющим отказ от внедрения современной ERP системы.

Использование "эволюционной" модели внедрения системы имеет ряд преимуществ перед "революционной"

Тем не менее, вспоминая историю развития систем автоматизации управления предприятием от MRP до ERP и анализируя опыт внедрения подобных систем, можно сделать вывод о том, что в некоторых случаях острота вышеуказанной проблемы может быть снижена за счет отказа от "революционного" пути внедрения в пользу "эволюционного". Это существенно упрощает задачу менеджерам по модификации корпоративной культуры, а также позволяет более эффективно решить еще ряд задач в рамках проекта по внедрению системы. Поясним данное утверждение.

Действительно, если вспомнить, как происходило развитие от MRP до ERP, то получится что с каждым этапом развития, система усложнялась, обрастала новыми функциональными блоками и возможностями, используя предыдущую как составную часть следующей. Для примера рассмотрим переход от MRP к MRP II.

Возникновение MRP было обусловлено желанием оптимизировать производственные расходы, связанные с закупкой, хранением сырьевых материалов, запчастей и сборочных узлов, а также иметь удобный инструментарий по планированию и управлению материальными запасами производства.

MRP

Планирование материальных потребностей производства (MRP) - это компьютерная система, разработанная для управления и планирования производственных запасов зависимого спроса (т.е. сырьевых материалов, запчастей и сборочных узлов).

MRP начинается с создания графика первичного продукта, который затем преобразуется в график потребностей в узлах, деталях и сырьевых материалах, необходимых для производства конечного изделия в заданный период времени. Таким образом, MRP разработан для ответа на три вопроса: что нужно? сколько нужно? когда это потребуется?

Первичными входными параметрами для MRP являются:список материалов, определяющих состав конечного продукта;контрольный график, определяющий, сколько потребуется конечного продукта, и когда;информация о производственных ресурсах, которая указывает количество наличных запасов и заказов.Эта информация обрабатывается для определения чистых производственных потребностей для каждого периода запланированного производственного цикла.

Выходные данные процесса MRP включают графики заказов, накладные, возможные изменения, заключения по производственному контролю, планированию и по непредвиденным ситуациям. На основании вышесказанного можно утверждать о том, что использование "эволюционной" модели внедрения системы автоматизации управления предприятием в некоторых случаях вполне оправдано и не приводит к увеличению стоимости технического решения, а скорее наоборот позволяет более продуманно определить необходимую конфигурацию системы, отказаться от излишней функциональности за счет чего уменьшить данные расходы. Помимо этого "эволюционная" модель внедрения системы позволяет постепенно внедрять систему по частям, снимая большую часть внутриорганизационных конфликтов, быстро диагностировать и решать возникающие проблемы внедрения системы, которые иначе было бы трудно даже обнаружить. А также позволяет плавно проводить организационные изменения и модифицировать корпоративную культуру, что является одним из необходимых условий успешности проекта по внедрению системы автоматизации управления предприятием.

Пархоменко Олег PG Consulting Group "15" марта 2001 года © 2000-2001 PG Consulting Group. Разработка Пархоменко О.Н.

List Banner Exchange

Hosted by uCoz