Welcome to Wizard-Management and Consulting | |
Новости Аналитика Статьи по консалтингу
Букмарк |
Клиент всегда не прав На рынке корпоративных информационных систем (КИС) в последнее время растет напряжение, обостряется соперничество между мировыми лидерами. Для российского бизнеса это важно по двум причинам. Во-первых, речь идет не просто об усилении конкуренции между разработчиками управленческого ПО, а о возможном кардинальном изменении подходов к автоматизации бизнеса. Во-вторых, в отличие от предыдущих лет заметную роль в мировом соревновании начинает играть российский рынок. Это связано с завершением формирования крупнейших отраслевых игроков отечественной экономики и их стремлением максимально быстро наладить эффективное управление своими компаниями. Иными словами, у ведущих производителей КИС появились большие и очень большие клиенты в России. Недавно "Евразхолдинг" подписал меморандум о сотрудничестве с корпорацией Oracle, сделав ее стратегическим партнером по автоматизации холдинга. Значение этого события для Oracle трудно переоценить. Заполучив в клиенты "Евразхолдинг" и, ранее, Магнитогорский металлургический комбинат, Oracle по сути претендует стать главным автоматизатором российской металлургии, ведь вместе оба гиганта занимают около 40% рынка. В Oracle создали методику быстрого внедрения ERP-системы под названием Fast Forward. Предполагается, что с ее помощью система Oracle Applications будет внедряться на предприятии в среднем за 90 дней - неслыханно короткий срок для программных продуктов такого уровня. Идея, которая лежит в основе методики Fast Forward, проста до банальности - стандартизировать внедрение КИС, то есть применить конвейерный, промышленный подход не только к разработке системы, но и к ее инсталляции. И если вдруг случится, что Fast Forward работает, то на рынке КИС следует ожидать перемен. Причем дополнительным катализатором изменений послужит стремительное перемещение бизнеса в Интернет. Разработчики корпоративного ПО отслеживают рост интереса к новой экономике по росту продаж интернет-продуктов. Валерий Панкратов, заместитель гендиректора по продажам Oracle СНГ, утверждает, что доходы от продаж корпоративных систем Oracle в Европе за последний год выросли более чем на двадцать процентов, и произошло это в основном за счет новых продуктов, входящих в eBusiness Suit - CRM (Customer Relationship Management), SCM (Supply Chain Management), B2B. В то же время двух-трехлетний опыт ведения бизнеса в Интернете показал, что для успеха в этой области не достаточно организовать виртуальную "витрину" - нужно иметь еще и работоспособный back office. По словам Детлефа Леманна, заместителя управляющего SAP СНГ, Интернет - это не преимущество, его сегодня имеет каждый. Преимущество же означает более эффективное и успешное использование Интернета. Предприятиям нет смысла работать через Сеть, если она не создает дополнительной стоимости. Успешно сотрудничать с партнерами, не зная внутренней ситуации в своей компании, невозможно даже с помощью новейших технологий". Иными словами, большинство компаний пока что не в состоянии переварить информацию, поступающую, допустим, из системы B2B, или произвести необходимые данные для этой же системы - из-за несовершенства внутреннего управления, в том числе КИС. Вот почему "интернетизация" бизнеса должна дать новый толчок к переходу компаний на современные, интегрированные информационные системы. Но при этом смешно было бы говорить о сроках внедрения, исчисляемых годами. В такой ситуации активное продвижение методики Fast Forward (каково бы ни было ее реальное инновационное содержание) - это образец идеально точного маркетинга, дающего Oracle шанс перехватить инициативу на рынке в момент глобальных перемен, когда весь бизнес в корне перестраивает свою работу с информацией. Впрочем, информационный рынок, как и любой другой, обладает своей долей разнообразия и инерционности. Так что можно пока с уверенностью говорить лишь о сомнениях относительно заманчивого предложения Oracle. Например, что касается российских условий, то не факт, что наши предприятия смогут быстро обучиться самостоятельно, с помощью одной только спецификации от разработчика внедрять такие сложные программные решения, каким является ERP-система. Во-первых, трудно без посторонней помощи перейти от хаоса в управлении к идеальному порядку. Ведь если на Западе давно существуют общепринятые шаблоны менеджмента, то у нас процесс стандартизации только начинается. Консультанты с их предварительным обследованием бизнеса нужны не столько для внедрения системы, сколько для элементарной структуризации компании. Особенно это актуально для крупного бизнеса. Во-вторых, процесс обучения российских пользователей при внедрении ERP-системы - это настоящая terra incognita. Если на Западе шли по пути постепенного усложнения информационных систем, то многие наши предприятия "перепрыгивают" через этапы, переходя к ERP-системам чуть ли не от текстовых редакторов. Сколько времени займет процесс самообразования и с каким количеством ошибок придется столкнуться отделам АСУ заказчиков на первых порах, предсказать трудно. Источник |