Welcome to Wizard-Management and Consulting | |
Новости Аналитика Статьи по консалтингу
Букмарк |
Как тренируют лидеров Российская компания, торгующая металлом, столкнулась с серьезным сокращением продаж. На первый взгляд все менеджеры хорошо выполняли свои обязанности. Руководство обратилось за помощью в консультационную компанию SHL. Консультанты выделили в компании группу менеджеров, которые добивались в своих отделах самых высоких показателей по уровню продаж. Выяснилось, что основа их успеха - деловое лидерство, умение управлять командой, направлять подчиненных на коллективное решение проблемы, не бояться брать ответственность на себя. Чтобы увеличить продажи, нужны были лидеры. Чтобы взрастить в компании лидеров, был заказан специальный тренинг. Разные теории - разные методики. Все методики лидерских тренингов строятся на нескольких популярных подходах к определению лидерства. Весьма почитаема теория ситуационного лидерства американца Басса, согласно которой существует несколько типов лидерства: директивное или авторитарное, консультативное или фасилитативное, делегирующее и т. п. В зависимости от того, какой тип лидерства необходим для данной компании, данного персонала и данной ситуации, развиваются у людей и необходимые навыки. Тренинги, построенные на основе этого подхода, направлены на решение конкретных бизнес-проблем, на развитие бизнес-лидерства, необходимого в конкретной деловой ситуации. Среди упражнений преобладают бизнес-кейсы. "Нередко какой-нибудь руководитель владеет лишь одним из видов лидерства, - говорит старший консультант консалтинговой компании Pathways Олег Трояновский. - И тогда наша цель - развить в нем навыки к проявлению других видов лидерства. Идеальный лидер - это тот, кто умеет использовать всю палитру". Не менее широко распространена теория другого американца - Ричарда Бланшара. Его идея заключается в том, что лидерские способности человека зависят от ситуации. В разных условиях он может быть или лидером, или ведомым. Тренинги, основанные на подходе Бланшара, ориентированы больше на развитие личностных, психологических качеств человека. А практические занятия связаны с решением психологических проблем. Существует также теория британца Мередита Бельбина, который выделяет восемь типов поведения в группе. Три из них он определяет как лидерские. Этот подход годится для тренингов по созданию команды. Существует также множество других теорий. Большинство серьезных компаний при построении тренингов комбинируют лучшее из разных теорий, дополняя это собственными разработками. Выбор тренинговой компании - это прежде всего выбор методов, которыми будет вестись тренинг. "Теорий лидерства не две, не три, а десятки, - говорит Марк Розин, заместитель генерального директора "RHR International/Экопси". - Хороший тренер - это не адепт одной из этих теорий, а человек, который, исходя из задачи, выбирает тот или иной подход. Выбирая тренинговую компанию, необходимо не только узнать теоретические основы предлагаемых компанией тренингов, но и понять, насколько эти основы соответствуют поставленной задаче". Скелет лидерства. Как рассказала Елена Павличенко, генеральный директор московского отделения Achieve Global, лидерские тренинги этой компании строятся по принципу развития 17 компетенций лидерства, разработанных компанией на основе собственных исследований, а также исследований британских и американских специалистов. Перед тренингом каждый человек проходит серию тестов, показывающих уровень развития тех или иных компетенций лидера (например, представление конструктивной критики, создание атмосферы сотрудничества, представление оценки деятельности, умение представлять свои идеи и предложения, умение передавать информацию). По результатам тестов участникам предлагают упражнения, развивающие недостающие качества. Например, для тех, кто недостаточно хорошо умеет передавать информацию, предлагается такое упражнение: человеку показывают некую фигуру, выложенную веревкой на полу. Остальные члены группы этой фигуры не видят. Им завязывают глаза. Тот, кто видел, как была уложена веревка, должен руководить "слепыми", чтобы они, следуя его указаниям, выложили точно такую же фигуру. Хорошо выполнить это упражнение может лишь тот, кто умеет объяснять подчиненным, что нужно делать. Типичные групповые тренинги. Тренинг, на который отправились топ-менеджеры из металлургической компании, упомянутой в начале статьи, состоял из практических занятий и теоретической части. Большую часть времени занимали игры, упражнения и обсуждение конкретных ситуаций, возникавших во время занятий. Теоретическая часть включала в себя лекции по теории лидерства, эффективным коммуникациям, методикам разрешения проблем в коллективах. Такая структура типична для большинства групповых тренингов по развитию лидерских качеств, предлагаемых сегодня на нашем рынке. Самая яркая часть тренинга - практические упражнения, игры. Например, группа обсуждает проблему вывода нового товара на рынок. В ходе игры нужно принимать решения по самым разным вопросам: где взять складские помещения и какие выбрать, выводить товар на рынок в этом или в следующем году, какие нужны ресурсы, затраты и т. п. И каждый участник должен высказать свое мнение по всем этим вопросам, вести себя активно, по-лидерски. По окончании упражнения тренер и группа обсуждают поведение участников, тренер делает замечания и дает советы, как лучше разрешить то или иное затруднение, объясняет, как на деле могут быть применены знания, полученные во время теоретических занятий. Увидеть себя со стороны. Во время занятий, как правило, обязательно ведется видеозапись. Последующий ее просмотр - очень важная часть тренинга. "Интересно, что во время некоторых упражнений на первый взгляд кажется, что лидер группы - этот тот, кто много говорит и подвигает членов группы к тем или иным действиям, - рассказывает Марк Розин. - Однако при изучении отснятого материала оказывается, что реальный лидер группы - совсем другой человек, который большую часть времени держался в тени и молчал. Именно он на самом деле выбрал ведущего и вступал в игру только тогда, когда обсуждение заходило в тупик и становилось хаотичным". Использование видеокамеры необходимо и для того, чтобы участники могли увидеть себя со стороны. Тренер-консультант компании "Тренинг-Лайн" Оксана Лаврик рассказала, что именно видеозапись помогает понять участникам, как неконструктивна во многих случаях авторитарная манера поведения. Увидев видеозапись игры, "диктатор" может убедиться, как некрасиво он выглядел и насколько пагубно повлияло его поведение на работу команды. По словам Юрия Шипкова, управляющего консультанта московского отделения компании SHL, во время некоторых упражнений по выявлению в группе одного сильного лидера обстановка серьезно накаляется. Однажды участник тренинга, увидев, что лидером группа избрала не его, внезапно лег на середину стола и пролежал так около пяти минут, всеми силами мешая обсуждению. Все подобные поступки участников обсуждаются потом с тренером. "Хороший тренинг строится таким образом, чтобы каждый из участников смог проявить себя лидером в определенной ситуации", - говорит Оксана Лаврик из "Тренинг-Лайна". Увидев, что это возможно, человек начинает верить в себя. И эта уверенность позволяет ему гораздо лучше использовать преподаваемые ему навыки лидерского поведения. Жесткие методы. Некоторые тренеры используют довольно жесткие и рискованные методы на лидерских тренингах. Специалисты из крупных тренинговых и консультационных компаний, как правило, такие подходы порицают. Суть в том, что тренер ставит участников в ситуацию серьезного морального выбора. Например, в ходе упражнения он начинает оскорблять, унижать одного из участников. Часть людей "проглатывают" возмутительное поведение тренера, думая, что он здесь - главный и, значит, прав, или даже включаются в травлю. Люди с большим лидерским потенциалом обычно восстают против поведения тренера. По окончании упражнения тренер прокручивает перед участниками видеозапись занятия и "открывает карты". В результате те, кто пошел на поводу у тренера, испытывают потрясение. Иногда это помогает выработать более активную и ответственную позицию. На российском рынке стоимость групповых лидерских тренингов в среднем колеблется от $700 до $3000 за один день работы с группой. Помогает не всегда? Как правило, на тренинги отправляют менеджеров среднего звена или топ-менеджеров. Компании обращаются к услугам тренеров, чтобы раскрыть лидерский потенциал в перспективных менеджерах, которые могут в будущем занять более высокие позиции или заняться разработкой новых направлений в бизнесе компании. Просчитать отдачу от лидерских тренингов непросто. Некоторые специалисты вообще не видят в них смысла. По мнению директора по персоналу компании "Вимм-Билль-Данн" Дмитрия Куприянова, для того чтобы, например, сделать из главного бухгалтера финдиректора, совершенно не обязательно посылать его на лидерский тренинг. Скорее ему необходимо развить навыки управления и посетить тренинг по тим-билдингу. "Эти занятия, - говорит Куприянов, - дадут ему достаточный толчок для развития лидерских качеств и навыков". Инвестиции в лидерские тренинги - это всегда большой риск и неопределенность. Однако, "вступая в эту воду", необходимо знать, что существуют условия, при которых тренинг в принципе не подействует никогда. "Есть компании, руководство которых чувствует, что с бизнесом, с менеджментом что-то не так, решают, что проблема - в лидерстве, и обращаются к помощи тренингов, - говорит Юрий Шипков. - Но тренинг действенен только тогда, когда сама компания, тренер, консультант четко понимают, в чем проблема. Для того чтобы развить лидерские качества у сотрудников, нужно понять, на каком уровне они находятся сейчас и до какого уровня следует их развить. Нужна четкая постановка задачи. Если этого нет, то, как правило, это деньги на ветер". Кроме того, по словам Дмитрия Куприянова из компании "Вимм-Билль-Данн", лидерские качества, приобретаемые менеджерами с помощью тренинга, должны сразу иметь сферу приложения. Поэтому, прежде чем послать менеджеров на такой тренинг, компания должна знать, где она будет использовать новых лидеров. Если приобретенные навыки и качества негде применить, то они будут потеряны.
Федор Сваровский |