Welcome to Wizard-Management and Consulting | |
Новости Аналитика Статьи по консалтингу
Букмарк |
Что делать и кто виноват? Успешное использование компанией информационных технологий (ИТ) - один из факторов, оказывающих существенное влияние на эффективное управление предприятием, а следовательно, способствующих росту стоимости компании. С одной стороны, ИТ - это вспомогательный инструмент для повышения эффективности бизнес-процессов. С другой стороны, ИТ способны стимулировать развитие бизнеса, придавая новые качества продуктам и услугам. Внедрение и использование ИТ сопряжено с серьезными затратами финансовых и временных ресурсов, но достичь желаемого удается далеко не всегда. Одна из самых распространенных ошибок российских организаций - недостаток внимания к ИТ со стороны высшего руководства. Многие руководители не осознают степени влияния ИТ на уровень эффективности бизнеса. Но ведь достаточно ответить на вопрос "Что будет с бизнесом при выходе из строя серверного оборудования? ", чтобы понять ключевое значение ИТ для современного бизнеса. Другое узкое место в развитии ИТ - недостаток финансирования. Практика показывает, что средние затраты (в процентах от доходов) на ИТ в российских компаниях существенно ниже, чем в аналогичных зарубежных. Зачастую виноваты во всем этом сами ИТ-менеджеры, просто потому, что не могут донести до руководства, как велико значение подразделения для деятельности и развития бизнеса в целом. В одном из крупных российских холдингов в течение нескольких лет ИТ-служба финансировалась по принципу латания дыр. После смены руководителя службы ситуация изменилась коренным образом. Благодаря новому руководителю ИТ-подразделений акционеры и руководство компании осознали необходимость смены приоритетов развития ИТ. А бюджеты отдела выросли на порядок в соответствии с новым видением руководства. На развитии ИТ негативно сказывается и недостаток контроля за деятельностью ИТ-служб. Многие организации не используют проектные методы управления, международные стандарты и методики в области управления ИТ или системной безопасности, не осуществляют внутренний аудит информационных систем, не документируют свои процессы. Недостаточный контроль приводит к существенному снижению эффекта от использования ИТ, к срыву сроков разработки и внедрения новых ИТ-решений, к выходу за рамки установленного бюджета. Для того чтобы ИТ использовались на предприятии с наибольшей эффективностью, необходимы следующие шаги: создание при руководящем органе предприятия комитета по ИТ, регулярно решающего проблемы ИТ; соблюдение принципов корпоративного управления ИТ. Элементами разумного управления ИТ должны стать более детальные процедуры: назначение из состава высшего органа управления организации лица, персонально ответственного за ИТ; разработка и утверждение стратегии развития ИТ; регулярный внешний и внутренний аудит информационных систем; сопоставление собственных действий с практикой других компаний в этой области; использование общепризнанных подходов и методик; анализ инвестиций в ИТ; разработка действий по принятию мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и выхода информационных систем из строя; проработка политики информационной безопасности; обязательное документирование всех внутренних ИТ-процессов (технические задания, акт приемки продукта пользователем, акт тестирования и т. п. ) ; построение взаимоотношений пользователей с ИТ-службой как с внешним поставщиком услуг (Service Level Agreement) , что обеспечивает организацию работы ИТ-специалистов на необходимом для пользователей уровне качества и скорости. Помимо вышеперечисленных аспектов большое значение имеют обучение и сертификация ИТ-специалистов, поскольку в условиях постоянного развития информационных технологий знания специалистов могут принципиально устаревать за три-четыре года. Автор Борис Львов
- старший
менеджер компании PricewaterhouseCoopers |