Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости

Аналитика

Статьи по менеджменту и консалтингу

Япония

Рефераты по менеджменту


Подпишитесь на нашу рассылку
Менеджмент XXI века






Букмарк

Рынок бизнес - тренингов в России - детство, отрочество, юность…?

Сегодня, если среди активно занятого населения нашей страны был бы проведен опрос на тему "Есть ли в России рынок бизнес - тренингов?", полученные ответы можно было бы разделить на две категории: 1) "да" 2) "ответ отсутствует", или "затрудняюсь ответить". Причем, при сужении географии до Москвы и С. - Петербурга, число ответивших положительно существенно бы выросло по сравнению со средне национальным показателем, но опять не настолько, чтобы принципиально изменить соотношение.

Для большинства россиян само понятие "бизнес - тренинг" - terra incognita, нечто непонятное, пришедшее из другой жизни. (Всего десять лет назад аналогичным образом воспринимались слова "маркетинг" и "менеджмент"). В этом нет ничего удивительно, учитывая нашу собственную историю, как, впрочем, и историю развития всего мирового сообщества. Как особая форма делового обучения, бизнес - тренинги возникли на Западе относительно недавно - в 40-х годах ХХ века. Они явились детищем научно-технического прогресса, в результате которого происходило быстрое устаревание конкретных знаний, с одной стороны, а с другой - быстро меняющаяся среда требовала адаптивности поведения людей, приобретения и демонстрации на рабочих местах все новых и весьма конкретных практических навыков. Классическое бизнес-образование оказалось не в состоянии справиться с такой задачей. Были предложены оригинальные методики группового обучения, которые, вовлекая участников в специальные игровые действия, позволяли активно усваивать новую информацию на уровне алгоритмов поведения и общения в деловой среде. Так явились миру бизнес-тренинги, которые были призваны внедрять в практику "высокие технологии" ведения бизнеса, адекватные революционным изменениям в области науки и техники.

Бизнес - тренинги дают конкретные ответы на вопрос - "Как сделать бизнес успешным?" А именно, как, с помощью каких методов и алгоритмов управлять людьми и управлять процессами, строить взаимодействие внутри компании, работать с клиентами, успешно осуществлять продажи своей продукции или услуг, повышать эффективность работы отдельного сотрудника и организации в целом.

Говоря о рынке того или иного товара/услуги, мы все понимаем, что речь должна идти о двух его составляющих: спросе и предложении. Спрос представляют те, кто этот товар/услугу приобретает и потребляет, предложение - те, кто его производит и продает.

Сегодня уже с полной ответственность можно утверждать, что рынок бизнес - тренингов в России существует. Есть широкий круг компаний, которые активно пользуются этой услугой. Есть определенное число фирм и "свободных" тренеров, которые заявляют или реально предоставляют эту услугу. Сформировалась и некая рыночная ценность данной услуги.

Утверждение о наличии рынка бизнес-тренингов в России не снимает вопроса о его размерах, особенностях, уровне развития, структуре. Что реально продается и покупается под названием "бизнес - тренинг"? По какой цене? Кто покупает и кто продает?

Если Вы уже являетесь или считаете себя участником этого рынка (или готовитесь им стать), сравните, что Вы покупаете, либо то, что Вы продаете, с предложенным (хотя бы в самих общих чертах) описанием бизнес - тренинга. Решает ли это задачи, которые призван решать бизнес-тренинг? - вот главный вопрос! Отсюда и ответ о размерах рынка бизнес-тренингов и его доле на рынке тренинговых услуг вообще.

Главное хотим отметить, что собственно бизнес-тренинги предлагаются на российском рынок весьма ограниченной группой специализированных компаний и еще более ограниченным числом "свободных" тренеров. И это объяснимо. Бизнес-тренинг делать трудно. Человек, который его проводит, должен не просто владеть технологиями группового обучения, - это должен уметь любой, называющий себя тренером - но и разбираться в реалиях бизнеса. Тренинг должен проводиться с целью решения конкретных бизнес задач. Поэтому заказчиками бизнес-тренингов являются, как правило, компании, а не частные лица. Важно, чтобы компания-заказчик, особенно, когда она делает это в первый раз, четко представляла себе, как отличить бизнес-тренинг от любой другой формы обучения, и что еще хуже, от откровенной подделки. Специализированные компании, проводящие бизнес-тренинги, имеют необходимые ресурсы тренеров, (прошедших обучение и повышающих квалификацию в т.ч. в рамках лучших международных программ), учебных курсов (включающих специально разработанные задания, ролевые игры, видео сюжеты), систему "материально-технического обеспечения" учебного процесса (производство раздаточных материалов, изготовление визуальных средств обучения, оборудованные классы и т.д.). Спрос на качественные бизнес - тренинги и стоимость производства качественных бизнес - тренингов определяют их рыночную ценность. Тем самым подтверждая известную истину: "Дешево хорошо не бывает".

Рынок бизнес-тренингов России вышел из пеленок на рубеже 1990-х годов. Детство его можно считать счастливым. Протекало оно в относительно благополучной среде, представленной преимущественно иностранными компаниями, не скупившимися на любимое чадо. (Сегодня на Западе бизнес-тренинги - неотъемлемая часть деловой культуры). Начало вступления в "большой мир" российских бизнес - тренингов приходится на 1999 год. После августовского кризиса началось оживление в экономике, более активно повели себя отечественные производители. Последние, все серьезнее втягиваясь в конкуренцию друг с другом и с иностранными фирмами, начали приходить к осознанию значимости обучения своего персонала в соответствии с требованиями новых реалий ведения бизнеса. Рынок бизнес-тренингов повел себя, как и подобает вести подростку, вырвавшемуся из родительского дома. С одной стороны, опьяненный чувством свободы и относительной безнаказанности, с другой - повышенным вниманием к своей персоне, он начал "выкидывать коленца". То наденет на себя яркие, но безвкусные, или, наоборот, серые, убогие одежды, каждые из которых никак не согласуются с обликом выходца из добропорядочной семьи. То вдруг послышатся или вульгарная речь, порочащая саму идею бизнес-тренинга, или весьма безобидный текст, но к бизнес-тренингам никакого отношения не имеющий. Тут еще и мелкие кражи среди бела дня…

Прямо и не узнать, где наш благополучный ребенок, а где дитя улицы. Но отрочество заканчивается быстро, наступает юность - пора расцвета, выработки собственных ценностей и осознания своего "Я". Это еще и выбор друзей, не стихийный (по принципу одной улицы), а продиктованный разумом и сердцем. По всем признакам, рынок бизнес-тренингов вступает именно в такой период. За угловатостью начинает проглядывать красота, на первый план выходят вопросы качества, этики, морали. Производители и потребители начинают объединяться по интересам, пытаясь определить четкие характеристики того товара, на рынке которого являются игроками, а также правила самой игры. Это естественный процесс для любого развивающегося организма. Главная задача состоит в том, чтобы организм вырос здоровым!

Автор:Марина Шакалова
Источник: trainings.ru

List Banner Exchange

Hosted by uCoz