Welcome to Wizard-Management and Consulting | |||||||||||||||||||||||||||||||
Новости Аналитика Статьи по менеджменту и консалтингу Япония Рефераты по менеджменту
Букмарк |
Рабочая Тетрадь 12. Понятие менеджмента Управление – это воздействие на людей, поощряющее их направлять свое мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты. Сейчас нам уже понятно - чтобы достичь этого, независимо от области, которой занимается менеджер, он должен осуществлять ряд базовых деятельностей: 1. Устанавливать цели. 2. Принимать решения о том, что должно быть сделано для достижения целей, гармонизируя в каждом своем решении требования близкого и отдаленного будущего. 3. Планировать и организовывать работу, разбивая цели на задачи, ставя этим задачам в соответствие определенные деятельности и, связывая их в организационные структуры. 4. Создавать и поддерживать коммуникацию. 5. Мотивировать людей, придавая смысл их деятельности и, тем самым, обеспечивать "качество трудовой жизни" людей в организации, их служебный рост. 6. Анализировать, интерпретировать и оценивать результаты. 7. Заботиться о своем духовном росте. Прежде всего, менеджер должен иметь знания и обладать навыками управления разнообразными ресурсами организации. Ниже приведены основные ресурсы:
Кроме того, менеджер, конечно же, управляет непосредственно людьми. В управлении людьми мы выделим три фундаментальные области:
Наконец еще одна область знаний и умений, которая относится, скорее, к высшему персоналу организации (любой из нас может завтра стать президентом компании)- стратегическое управление бизнесом. Здесь мы выделим следующие области:
Дракер выделяет следующие основные обязанности менеджера:
История развития менеджмента Раннее детство науки управления Первой исторической формой решения этой задачи были, по-видимому, земледельческие, скотоводческие и охотничьи племена. Социальная "мегамашина" Древнего Египта Второй этап в развитии способов управления и знаний, с ним связанных, видимо, относится к цивилизации древнего Египта, которая сложилась 4-5 тысяч лет назад. Вклад египетской цивилизации в развитие управления кратко можно сформулировать так:
Городской муравейник –управляемый хаос Следующим этапом в развитии идеи менеджмента был "городской муравейник". Античный город стал новой альтернативой организации труда больших масс народа. В развитие идей менеджмента античные греки внесли следующие основные идеи:
Из монастырей в светскую жизнь мастерских и артелей Новым историческим местом, где искусство управления обрело новое дыхание, впитав все лучшее, что было в прошлом, были, по всей видимости, христианские монастыри. Важным этапом в развитии новых принципов управления было:
Век двадцатый – невиданное племя менеджеров Особенно бурные темпы развитие менеджмента приобрело в двадцатом веке. К школе научного управления принадлежали : Ф. ТЕЙЛОР, Ф. И Л. ГИЛБРЕТ, Г. ЭМЕРСОН, Г. ФОРД, Г. ГАННТ Тейлор предложил строгую Научную систему знаний о законах рациональной организации труда. В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа:
Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Лилиан Гилбрет первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. Гарринггон Эмерсон сформулировал 12 принципов управления: 1. Хорошо поставленные цели как исходный пункт управления. 2. Здравый смысл, предполагающий, в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин. 3. Консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций. 4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением. 5. Справедливое отношение к персоналу. 6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет. 7. Диспетчеризация по принципу "лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации". 8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов. 9. Нормализация условий труда. 10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени. 11. Наличие письменных стандартных инструкций. 12. Вознаграждение за производительность. Генри Форд разработал теорию, основные положения этой теории таковы:
В целом же заслуга Тейлора, Ганнта, супругов Гилбрет, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления: 1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач. 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. 5. Выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс. 6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки, формирование функций менеджмента. Возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля. Он сформулировал следующие 14 принципов управления: 1. Разделение труда. 2. Власть и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Единство руководства. 6. Подчинение частных интересов общим. 7. Вознаграждение. 8. Оптимизация концентрации или рассредоточения власти. 9. Скалярная цепь. 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность рабочего места для персонала. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух. Файоль выделил 6 групп операций:
Административные операции Файоль разделил на следующие функции:
Школа человеческих отношений (Г. МЮНСТЕРБЕРГ, М. ФОЛЛЕТТ, Р. ЛАЙКЕРТ, Э. МЕЙО, А. МАСЛОУ) Мэйо сделал вывод: Искусство общения с людьми должно стать главным критерием отбора администраторов, начиная с мастера. Обращение к человеческому фактору — это революционный переворот в науке управления и менеджмента. С конца 50-х гг. школа человеческих отношений стала трансформироваться в школу "поведенческих наук". В сфере внимания ученых этой школы были следующие вещи:
Дуглас Макгрегор разработал теорию "X" и "Y". Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей человека, известную как "пирамида потребностей". Во второй половине XX в. в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как:
Перспективы развития современного менеджмента. Основные характеристики управления наших дней.
Различия американского и японского менеджмента.
Этика менеджмента В общем смысле этика — это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и оценками, которые они дают поступкам других. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Человек расположен в пересечении четырех вещей, которые и определяют его нравственный выбор, связанный с его жизнью на производстве, это:
В менеджменте можно выделить, как минимум, три типа справедливости:
Культура организации является мощной нравственной силой, ибо определяет:
В процессе принятия решения должны учитываться такие фундаментальные права как: 1. Право на свободу согласия. 2. Право на частную жизнь. 3. Право на свободу совести. 4. Право на свободу слова. 5. Право на надлежащее обращение. 6. Право на жизнь и безопасность. Важно понимать, что "пространство" этических решений в деловой жизни человека подвижно. И в этом подвижном пространстве человек старается сделать свой наилучший выбор в меру своего внутреннего развития и понимания ситуации, в которой он должен сделать свой выбор. Анализ внутренней и внешней среды бизнеса Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:
"Поведение" внешней среды удобно изучить, если адекватно оценить воздействие на организацию, как минимум, четырех типов факторов:
Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации - СТЭП-анализ ("STEP-factors analyzing"). Преимущества, которые дает анализ СТЭП-факторов:
Структура управления организацией. Всякая производственная организация имеет определенную структуру управления. В организациях, как в архитектуре, форма вытекает из функций. Поэтому ни одна структура управления не годится на все случаи жизни. Систему управления можно определить как последовательный ряд начальников, идущий от высшего руководства к работникам, стоящим на низших ступенях. Разделение труда – это разделение людей на отдельные группы, в которых люди выполняют сходную по своему содержанию работу, либо организованы для достижения одной на всех задачи. Это деление может происходить по нескольким основаниям: 1. Деление без специализации. А) Чисто количественное деление. Б) Территориальное деление. 2. Деление по функциям. 3. Деление по видам продукции. 4. Комбинированное деление. 5. Матричная структура управления. В линейной структуре управления есть штабные (совещательные) органы. Специалисты, выполняющие штабные функции, не наделены властью, которой обладают линейные начальники. Степень их влияния на принятие решений зависит от:
Линейные руководители или работники штабных служб, каково бы ни было положение, занимаемое ими в системе управления, часто оказываются вынуждены работать совместно, в составе, который может сильно отличаться от того, что предусмотрено формальной структурой управления. Новые ситуации в бизнесе возникают часто, а структуру управления "каждый день" менять не будешь. Поэтому, помимо контактов или связей, возникающих в работе в результате всякого рода неожиданностей, существуют различного рода комитеты (совещания, конференции, комиссии, советы и т.п.), предназначенные для коллегиальных форм работы. Совещания принимают обычно регулярный характер и подчиняются определенным ритуалам. Комитеты представляют собой сложные органы самого различного назначения. Комитеты могут:
Преимущества комитетов
Отрицательные стороны, связанные с деятельностью комитетов
Подведем итоги: Этический выбор человека в организации основывается на:
К тому же корпорация, где человек работает, не может не считаться с представлениями об этических нормах представителей заинтересованных групп Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
Первые две составляющие относятся к внешней среде и направлены на то, чтобы выяснить на что может рассчитывать фирма в случае успеха и на то, какие осложнения могут ее ждать ввиду постоянных и, часто, непредсказуемых изменений во внешней среде. Внутренняя среда во многом зависит от искусства высшего персонала. "Поведение" внешней среды удобно изучить, если адекватно оценить воздействие на организацию, как минимум, четырех типов факторов. Перечислим их:
Существует несколько основных организационных структур:
Кроме того, существую различные комбинации этих основных. Ни одна из этих структур не свободна от недостатков. Функциональная структура предполагает, что цепочка команд поступает от директора вниз по цепочке к помощникам, которые отвечают за отдельные функции деятельности предприятия: производство, организация сбыта, управление финансами и т.д. Люди в такой организации, выполняющие сходные функции , подчиняются одному начальнику. Например, все сотрудники, в обязанность которых входит работа с бухгалтерскими документами, подчиняются финансовому директору. Внимание! Некоторые дополнительные сведения об этой структуре для "ботаников" Общая характеристика.
Отрицательные стороны.
Сильные стороны.
Центральное положение. Продуктная структура предполагает разделение организации в соответствии с основными продуктами, которые она производит. Она типична для организаций, которые заняты производством достаточно разнообразной продукции. Например, компания выпускает автомобили и бытовую осветительную аппаратуру. В такой организации производство каждого продукта имеет все необходимые службы и функции. Часть организации, которая занята производством автомобилей имеет свою бухгалтерию, службу снабжения и так далее, так же, как и та часть организации, которая занята выпуском осветительной аппаратуры. Внимание "ботаникам"! Общая характеристика. Эта система более приспособлена к быстроизменяющейся окружающей среде и нововведениям в технологии. Люди выполняют несколько заданий, Они стараются интегрировать свои навыки вокруг одного продукта или решения однотипных проблем.
Недостатки.
Сильные стороны.
Центральное положение. Матричная структура организации. Некоторые организации стремятся использовать лучшие свойства из обоих описанных типов структур. Это требует матрицы или смешанной модели, которая была разработана в аэрокосмической промышленности. В данной структуре каждый работник подчиняется сразу двум начальникам. Например, бухгалтер подчиняется своему функциональному начальнику (финансовому директору) и менеджеру, который руководит выпуском определенного изделия, производство которого учитывает данный бухгалтер. Информация для "ботаников"Общая характеристика. Смешанная модель обеспечивает максимальную гибкость. При необходимости она может сжиматься или расширяться. Недостатки.
Сильные стороны.
Центральное положение. Основная причина - отсутствие культурных организационных ресурсов для "жизни" в такой организации. Многие менеджеры и сотрудники таких фирм испытывают дискомфорт от высокой степени неопределенности. Матричная структура должна быть обеспечена наличием персонала с высокой организационной культурой, поскольку смешанный подход усложняет взаимоотношения при каждом изменении событий. Обратите внимание.Иногда предполагают, что существование целевых комитетов или представительных групп по проектам в дополнение к функциональной системе представляет собой "матрицу". Но речь идет о ненастоящей матрице, если: 1. Целевая группа или группа по проекту не имеет своего собственного бюджета. 2. Руководитель комитета, или проекта имеет меньшие властные полномочия, чем функциональный руководитель. 3. Людям не предоставляется специальное время, свободное от функциональных заданий, для работы над задачами проекта. 4. Успешно выполненная работа не отражается на поощрениях, вознаграждениях и премиях. В заключение необходимо сказать, что данные структуры представляют собой "чистый вид" организационных структур. На практике встречаются смешанные структуры |