Welcome to Wizard-Management and Consulting | |
Новости Аналитика Статьи по менеджменту и консалтингу Япония Рефераты по менеджменту
Букмарк |
Сложность и некачественные переводы стандартов Международной организации по стандартизации (ISO) предопределили настороженное отношение российских руководителей к системам менеджмента качества (СМК). Для неподготовленного читателя попытка понять из описания, что такое СМК, сродни попытке запомнить телефонный справочник. Тем не менее обострение конкуренции, условия западных партнеров, грядущий тендер и т. п. заставляют руководителей думать о внедрении системы менеджмента качества и ее сертификации в соответствии со стандартом ISO. Приняв решение о создании СМК, руководители часто пытаются пройти этот путь самостоятельно, в первую очередь из соображений финансовых: консультанты стоят дорого. На этой непростой стезе различные компании повторяют одни и те же ошибки. Их было бы намного меньше, если бы все руководители изначально понимали, как правильно организовать процесс создания СМК, какие этапы нельзя исключить из процесса. Этап 1 - "обучение". По классической схеме подготовка к сертификации начинается с аудита действующей системы качества. Но если создание системы предполагается осуществить собственными силами, а знаний в этой области не хватает, целесообразно начать процесс именно с обучения. Руководство должно само обучиться основам менеджмента качества и подготовить несколько сотрудников к проведению внутренних аудитов СМК (это все равно придется когда-либо делать). Главный результат обучения - понимание того, что система качества - это не набор непонятных элементов и документов, а система установленных и формализованных способов осуществления деятельности. Принимая решение об обучении, руководитель выбирает один из трех вариантов: можно подготовить собственных внутренних аудиторов с их последующей сертификацией, можно обучить значительную часть персонала непосредственно на предприятии и можно обучаться у консультантов непосредственно в процессе совместного создания системы. Совет N 1: свяжите выбор способа обучения со способами выполнения последующих этапов создания СМК, определите, кто будет ее разрабатывать. Имеет смысл обучать будущих разработчиков системы и определенных исполнителей этапов. Этап 2 - "анализ (аудит) существующей системы качества". После того как многое в теории менеджмента качества станет понятным, нужно определить, что нуждается в преобразовании в существующей системе производства продукции или оказания услуг. Здесь без участия специалистов не обойтись: нужны люди, которые знают стандарты, способы создания СМК и обладают соответствующим опытом. Результатом этого этапа станет план создания системы, в котором обязательно должны быть определены сферы ответственности каждого участника процесса и разработчики каждого элемента системы. Совет N 2: не доверяйте этот этап любителям. Плохой план - плохой фундамент, один кирпичик окажется с изъяном, а рухнет целое здание. Этап 3 - "разработка (проектирование) СМК". Этот этап представляет собой самый трудоемкий процесс создания системы. Он предполагает определение способов деятельности, гарантирующих качество, а также разработку большого количества документов системы качества (в основном процедур) , описывающих эти способы. К ним относятся процедуры, связанные с анализом контрактов, выбором поставщиков и потребителей продукции и услуг и взаимоотношений с ними, управлением процессами, документами и данными, подготовкой и обучением персонала и др. Руководство компании формулирует цели и задачи в области качества в документе "Политика качества". Совет N 3: разработку СМК целесообразно выполнять с привлечением специалистов в области менеджмента качества, иначе может оказаться, что оптимизированные процессы деятельности, полученные в результате проектирования, не соответствуют стандартам ISO. Этап 4 - "внедрение СМК". После определения и формализации способов деятельности их нужно реализовать на практике. В процессе внедрения корректируются как процессы, так и документы СМК. Факт внедрения обязателен для сертификации. Многие органы сертификации не принимают положительного решения о статусе СМК, если она не функционирует в течение 9 - 12 месяцев. Совет N 4: во-первых, оцените, достаточно ли у вашего предприятия собственных сил для внедрения СМК; во-вторых, решите вопрос о целесообразности привлечения внешних консультантов с учетом планируемых сроков внедрения: участие консультантов обычно значительно сокращает сроки внедрения. Этап 5 - "подготовка к сертификации". Непосредственно перед сертификацией необходимо провести серию внутренних аудитов. Их цель - определить, насколько формализованные процедуры соответствуют реальной деятельности. Заключительным этапом подготовки может стать тестовый аудит с участием консультантов. Совет N 5: задолго до осуществления этого этапа выберите орган сертификации, который будет определять соответствие СМК компании требованиям ISO. Каждый из них характеризуется своим особым стилем отношения к проверке документации и организации аудитов. При выборе органа сертификации исходите из потребностей целевого рынка предприятия. Универсальный способ - сертифицироваться в авторитетных организациях, признанных во всем мире. Существует три основных подхода к созданию СМК: создание системы собственными силами (предприятие обладает людскими и временными ресурсами и не нуждается в привлечении внешних консультантов для разработки системы) ; создание системы с помощью внешних консультантов (предприятие не обладает возможностью отвлекать персонал от основной деятельности, но обладает финансовыми ресурсами для привлечения внешних консультантов для разработки и внедрения системы) ; создание системы объединенными усилиями с использованием собственных ресурсов и привлечением внешних консультантов на определенные этапы создания СМК. Заключительный и самый важный совет: заранее (на этапе планирования) определите подход к созданию системы, реально оценивая возможности вашей компании. Автор - начальник отдела консалтинга отделения системного анализа и проектирования компании IBS, доктор технических наук Источник: Ведомости |