Welcome to Wizard-Management and Consulting | |
Новости Аналитика Статьи по менеджменту и консалтингу Япония Рефераты по менеджменту
Букмарк |
Год назад мы обратились к нескольким консультантам с вопросом "Какие проблемы будут наиболее актуальными в российских компаниях в 2001 г. ? " и опубликовали их прогнозы в "Хит-параде актуальных проблем" 10 января 2001 г. В преддверии 2002 г. мы попросили тех же специалистов прокомментировать сделанные ими прогнозы. Вот какими оказались итоги 2001 г. Марк Федин, президент компании "БКГ менеджмент консалтинг" (бывшая "Бизнес Консалтинг Групп") : Суть прогноза: переход от зарабатывания денег к развитию самого бизнеса на фоне подмены "стратегического планирования" "долговременным планированием"; проблема осознания профессионального маркетинга как механизма удовлетворения потребностей потребителей; проблема инвестирования заработанных денег; проблема эффективного управления холдинговыми и псевдохолдинговыми структурами в интересах учредителей. Одним из основных моментов, которые должны были волновать российских менеджеров в 2001 г. , я называл переход от зарабатывания денег к развитию самого бизнеса. В уходящем году действительно увеличились внутренние инвестиции в производство. По разным оценкам, объем инвестиций вырос от 4% до 9% , а в некоторых отраслях - до 27%. При этом количество клиентов, обращающихся за разработкой или экспертизой инвестиционных проектов, увеличилось в 4,7 раза. Как правило, это торговые компании, инвестирующие в производственные проекты. Я также отмечал неумение российских менеджеров заниматься стратегическим планированием. Это действительно было актуальным: две трети объема консультационных услуг, оказанных БКГ в этом году, оказались именно в этой области. Кроме того, если CRM (управление взаимоотношениями с клиентами) раньше было модным течением в России, не более того, то в текущем году спрос на услуги в этой области вырос в 7,5 раза, а в 2002 г. составит, по нашим прогнозам, около $90 млн, что сопоставимо со спросом на рынке управленческого консультирования. Как и предсказывалось, компании задумались об эффективном управлении холдинговыми и псевдохолдинговыми структурами в интересах учредителей. Для меня неудивительно полное подтверждение этого прогноза для коммерческих структур, необычным стало стремление правительственных структур также выстраивать холдинги в различных отраслях государственного сектора экономики. Это, на мой взгляд, может свидетельствовать о значительном росте качества управления в высших эшелонах власти, о наличии там "новых управленцев". Светлана Поварницына, генеральный директор консалтинг-центра "ШАГ": Суть прогноза: хитами 2001 г. будут два типа управленческих задач: проработка стратегических перспектив развития бизнеса: развитие новых направлений бизнеса, стратегическое бизнес-планирование, разработка маркетинговой политики; реструктуризация: изменение системы управления, функций и структуры организации, совершенствование системы финансового планирования, оптимизация бизнес-технологии. Задачи, связанные с проработкой стратегических перспектив бизнеса, безусловно, были актуальны в 2001 г. При этом если говорить о новых направлениях бизнеса, то этот запрос часто выливался в создание бизнес-альянсов, когда крупные и успешные компании, имея серьезный задел по основному направлению бизнеса, объединяли ресурсы для реализации новых проектов в новых для них сферах деятельности. Они решали для себя вопрос: "Во что еще вложить деньги? ". Прогноз по поводу потребности в разработке маркетинговой политики также оправдался. Для некоторых владельцев бизнесов и топ-менеджеров эта тема была связана с выбором приоритетной клиентской ниши, для других - с вопросом специализации или диверсификации по товару, для третьих - с осуществлением первых шагов по продвижению в регионы. Задачи, связанные с реструктуризацией компаний, были также актуальны. Серьезный запрос на построение системы управления и прописание бизнес-технологий ощущался со стороны компаний, "следующих за лидерами", а также тех бизнес-структур, которые возникли в результате слияний нескольких организаций. Группы компаний, имеющие два и более направлений деятельности, решали ту же задачу, но уже на другом, более высоком уровне. Речь идет о создании управляющих компаний в рамках крупных структур, о так называемой механизации второго порядка. В дополнение к этим запросам большой популярностью пользовались еще два, о которых мы не предполагали в начале года. Это построение партнерских отношений при создании бизнес-альянсов или слиянии компаний, а также оценка качества обслуживания и разработка корпоративных стандартов обслуживания для крупных розничных сетей и компаний потребительского рынка. Владимир Столин, генеральный директор "RHR International/Экопси", доктор психологических наук, профессор: Суть прогноза: принцип "быстрая прибыль любой ценой" уходит в прошлое. Теперь руководители серьезных компаний ориентированы не на любую, а на "правильную" прибыль. Западные компании будут стремиться добиваться сплава западного менеджмента с российскими условиями за счет построения целостной системы работы с персоналом. Год назад я говорил о том, что центральная тенденция развития отечественных компаний - последовательный переход к современным моделям организационного управления. Тогда же я указывал на неравномерную выраженность подобной тенденции внутри разных сфер организационной жизни, отмечая, что часто именно сфера управления персоналом остается наименее технологичным и управляемым звеном корпоративного механизма. Исходя из этого, я предполагал, что руководители крупных российских компаний будут все острее чувствовать потребность в обновлении системы кадрового менеджмента. Прошедший год подтвердил справедливость сделанного прогноза. Причем заказчиков интересовала компетентность руководителей не столько с позиций сегодняшнего дня, сколько с точки зрения соответствия их потенциала перспективным задачам развития организаций, а также способности составить достойную смену нынешней генерации топ-менеджеров. Этот факт наглядно демонстрирует принципиальную смену приоритетов собственников и топ-менеджмента: от достижения сиюминутной эффективности к планированию будущего компании. Игорь Жигачев, генеральный директор юридической фирмы McGuire Woods Internetional LLC: Суть прогноза: резкое обострение и увеличение разнообразия форм конкурентной борьбы; освоение принципиально новых областей коммерческой деятельности (электронная коммерция, торговля новыми информационными продуктами и т. п) ; государственное вмешательство в экономику, которое станет более изощренным и агрессивным; стремительно наступающие унификация и глобализация контроля за экономическими операциями серьезно затронут зарубежную часть бизнеса. Обострение конкуренции, в частности между государственным и частным секторами экономики, - прогноз оправдался, достаточно вспомнить войны за водочные брэнды, активное вторжение государства и контролируемых государством компаний в нефтегазовый и финансовый бизнес. Усиление регулирования международной экономической деятельности - события 11 сентября только ускорили соответствующие процессы. Международная экономика стала полем сражения конкурирующих государств. Совершенствование систем управления, появление новых, прежде всего информационных продуктов. Тенденция налицо, однако не бросается в глаза из-за относительно малой доли рынка, занятого "новой экономикой". Ни одна из указанных тенденций не исчерпана. Кроме того, в новом году еще больше увеличится разница между проблемами конкурентоспособных и "выживающих" предприятий и отраслей. Что касается первых, то они еще активнее будут осуществлять экспансию внутри страны и за рубежом, развиваться и перестраиваться с учетом международных тенденций (глобальная унификация правил торговли, "прозрачность" и "экологизация" бизнеса и т. п. ) , а также смогут оценить преимущества новых возможностей в области финансирования своих проектов. Виктор Погодин, директор по стратегическому планированию и маркетингу компании "Юникон/МС Консультационная группа": Суть прогноза: в процессе разработки стратегии ключевым моментом для компаний становится достоверность прогнозов развития интересующих их отраслей, рынков и отдельных их сегментов; одним из ключевых факторов успеха предприятий на российском рынке становится маркетинговая логистика; проблема планирования и реализации эффективных (с точки зрения объемов продаж) рекламных и PR-мероприятий. Что касается повышения интереса предприятий к оценке интересующих их отраслей и рынков, этот прогноз оправдался в полной мере. Подавляющая часть контрактов, реализованных нами в 2001 г. в области стратегического планирования, управления и маркетинга (в том числе для клиентов ТЭКа, сетевой розничной торговли, FMCG) , в качестве главной составляющей содержала прогноз возможностей и угроз со стороны внешней среды, на основании которого выбиралась оптимальная стратегия развития. Прогноз в отношении усиления интереса к маркетинговой логистике даже несколько превысил ожидания. Особенно возросло число заказов на услуги в этой сфере со стороны предприятий нефтяного, фармацевтического и торгового секторов. Интерес к проблеме повышения торговой эффективности рекламы проявился не в плане увеличения числа обращений именно с такой формулировкой (термин "торговая эффективность" у нас пока широко не используется) , а в значительном росте заявок на проведение маркетинговых исследований с целью подробного изучения целевых сегментов и выбора оптимальных способов воздействия на них средствами рекламы и PR.
Ведомости
|