Welcome to Wizard-Management and Consulting | |
Новости Аналитика Статьи по менеджменту и консалтингу Япония Рефераты по менеджменту
Букмарк |
Управлять бизнесом с каждым годом становится все сложнее. Ужесточается конкуренция, возрастает ответственность. А какими качествами должен обладать лидер в современной России - этот вопрос накануне 8 Марта мы адресовали наиболее успешным женщинам-лидерам. Елена Проскурня, управляющий партнер ФБК, Москва. Елена Проскурня управляет компанией ФБК вместе с мужем Сергеем Шапигузовым. Именно она сумела сформировать команду молодых специалистов, благодаря которым ФБК вот уже несколько лет занимает в рейтингах отрасли второе место, а выручка компании за последние пять лет выросла более чем вдвое почти до $9 млн. Несколько лет Проскурня руководила ФБК в одиночку - Шапигузов в это время работал в одном из проектов KPMG. Харизматическая составляющая лидера не поддается четкому определению. Это большой набор качеств. Для меня очень важно, что лидер, будучи уверенным в своей правоте, признает заслуги сотрудников. Он выделяет их работу, иногда даже занижая свою роль в достижении успеха, помогает коллегам становиться более успешными, чем он сам. Используя эти инструменты, лидер достигает главной цели - создает настоящую команду единомышленников. Еще важно понять, что для того, чтобы компания динамично развивалась, лидеру недостаточно обладать просто большим опытом и обширными знаниями. Обязательно нужны источники развития, которыми, как это ни парадоксально звучит для бизнеса, являются литература, музыка, изобразительное искусство. Эта "живая вода" способна продлить жизнь бизнесу. Анастасия Высоткина, генеральный директор и совладелица группы компаний "Регент", Москва. Анастасия Высоткина создала одну из крупнейших компаний на отечественном рынке канцтоваров. "Регент" первым вывел на российский рынок собственную марку бумаги "Веларт". Сейчас компания развивает сети сбытовых офисов "Канцлер" для корпоративных клиентов и розничных магазинов канцтоваров. Лидер, безусловно, должен обладать яркой харизмой, только тогда возможно создание коллектива, способного достичь главной цели любой компании - стать первой на своем рынке. Другое важное качество - умение рисковать. Речь идет не о бесшабашном "авось пронесет", а о способности на основании анализа и интуиции принимать рискованные решения и быть готовым нести за них ответственность. Перечень наиболее важных лидерских качеств практически не меняется во времени. Лишь иногда какие-то из них выходят на первый план. После кризиса, например, пришло понимание того, что лидеру подчас необходимо уметь демонстрировать просто хирургическую жесткость. Если в кризисный момент для сохранения жизнеспособности и конкурентоспособности компанию нужно порезать, даже по живому, это нужно сделать, какой бы болезненной эта процедура ни была. В более спокойные времена это качество может быть совсем не востребованным. Марина Соболева, президент группы компаний "Вестор", Москва. Под руководством Марины Соболевой "Вестор" стал крупнейшей компанией на оптовом рынке крепких алкогольных напитков. Компания раньше других дистрибьюторов алкоголя сделала ставку на дополнительный сервис для клиентов, первой открыла для них мелкооптовый магазин cash & carry. Недавно компания начала выпускать водку и вино под собственными марками, для производства которых строит свой первый завод в Подмосковье. В этом веке менеджеры должны быть образованными. Специальное образование сейчас необходимо: все мы пришли в бизнес самоучками, имея лишь какую-то базу - техническое или гуманитарное образование. Сейчас уже требуются специальные знания. Немаловажны честность и порядочность. Потому что мы говорим о будущем, о цивилизованном рынке. В отношении стиля управления - для России, наверное, больше подходит авторитарное лидерство. До демократии мы еще не доросли. Мы говорим все-таки о становлении бизнеса в нашей стране. Поэтому пока России нужны сильные авторитарные личности с ярко выраженной харизмой. Которые могли бы внести в бизнес и экономику что-то новое, могли бы своей идеей заразить людей, пробить бюрократические препоны. Для этого нужен сильный характер. Мария Чураева, генеральный директор инвестиционной компании "Пионер Первый", Москва. Мария Чураева - одна из наиболее влиятельных фигур на рынке коллективных инвестиций. Осенью 2000 г. менеджмент "Пионера Первого" во главе с Чураевой осуществил единственный в российской практике перевод паевого фонда под управление от одной управляющей компании к другой. Для современного человека, и для руководителя в частности, наиболее важным качеством является умение изменяться, расти вместе с бизнесом, отраслью, обществом. Ведь мир не стоит на месте, он постоянно меняется, как фондовый рынок, за минуты. И важно быстро принять правильное решение, не будучи связанным старыми представлениями или стандартами. Пять лет назад каждому казалось, что фондовый рынок в России будет только расти, что доходность по государственным ценным бумагам на уровне 100% годовых - это правило, а не исключение. Основными качествами руководителя в нашей отрасли тогда считались безудержный оптимизм и умение вкладывать в акции третьего-четвертого эшелона. Три года назад все пытались каким-то образом пережить кризис. Главным было уметь экономить и убеждать своих владельцев не закрывать дело, а использовать вынужденное бездействие для подготовки к будущим победам. И увольнять, увольнять, увольнять "лишний персонал". Сейчас все эти качества скорее работают во вред делу, потому что и оптимизм должен быть обоснованным, и пора увольнений прошла. Наоборот, нужно набирать новых людей, развивать бизнес, четко видеть цели и задачи и действовать соответственно. Конечно, у наших западных коллег есть чему поучиться. Здесь и умение действовать четко и по плану, правильно распоряжаться временем и ресурсами, но для работы в России к этому "пакету" нужно добавить умение сохранять спокойствие, даже если все твои планы и расписания рассыпались просто из-за "технических неполадок". Может быть, поэтому наши российские руководители, как правило, люди творческие. По мере интегрирования России в международный бизнес это неизбежно, но с той же неизбежностью и черты российских руководителей будут передаваться западным менеджерам. Ольга Курбатова, президент корпорации "Хэппилэнд", Москва. В холдинг "Хэппилэнд" входит рекламное агентство, торговая и производственная компании. За три года "Хэппилэнд" занял одно из лидирующих позиций на рынке слабоалкогольных коктейлей. Прежде всего, лидер должен обладать навыками стратегического мышления. Россия - особая страна, где рынок, особенно наш, слабоалкогольный, способен меняться гораздо быстрее, чем на Западе, - он может как вырасти в несколько раз, так и упасть. В таких условиях на плаву остаются только те руководители и компании, которые не просто правильно угадывают "направление ветра", но способны к стратегическому мышлению и анализу. Кстати, до кризиса отечественный рынок был быстро растущим и не очень системным, можно было, как говорят, работать как бог на душу положит, и, в принципе, результат был гарантирован. Сейчас же, когда конкуренция стала гораздо жестче, а рынок цивилизованнее, роль лидера заключается в том, чтобы правильно и профессионально организовать работу компании, строить свою деятельность на системности и стратегическом управлении, детально просчитывать каждый шаг. Не менее важно создать профессиональную команду, команду единомышленников. Когда мы только занялись бизнесом, нас было трое и все работали, как у нас в компании принято говорить, "грузчиками". Сами носили, сами возили, сами за все отвечали. Сейчас в компании трудится 550 человек, и в этих условиях важно стать единой командой, в которой каждый самоценная профессиональная единица. Марина Переверзева, генеральный директор издательства "Алмаз-пресс", Москва. Марина Переверзева создала первую российскую типографию, успешно конкурирующую с зарубежными типографиями. Издательские дома, выпускающие российские версии западных глянцевых журналов, теперь печатаются в "Алмаз-пресс". Пострадавшие конкуренты - финские печатники в ответ подняли цены на мелованную бумагу, но Переверзева выстояла и в этой ценовой войне. Настоящему лидеру в бизнесе необходима способность быстро реагировать на ситуацию, способность быстро принимать решения, брать риск на себя. Сегодня лидеру уже недостаточно быть харизматической личностью. Он должен быть человеком квалифицированным. Больше нет ни легких, ни быстрых денег. Теперь происходит разграничение понятий "собственник" и "менеджер". И часто лидерам в бизнесе недостаточно собственного умения, чтобы грамотно управлять компанией и капиталом. Я учусь быть корпоративным лидером. Как женщина, могу сказать, что, к сожалению, бизнес мягче не становится. И эти жесткие условия приводят к тому, что для бизнес-лидеров половые различия стираются. А жаль. Инесса Смирнова, генеральный директор ЗАО "Завод "Демидовский" ( "СУАЛ-Холдинг") , Екатеринбург. Инесса Смирнова фактически создала новое прибыльное предприятие с оборотом 450 млн руб. из цеха потребительских товаров Каменско-Уральского металлургического завода. Сейчас завод "Демидовский" - крупнейший российский производитель алюминиевой посуды с антипригарным покрытием. Лидеру нужна в первую очередь решительность. Также необходима вера в людей, входящих в команду. Лидеру нужны самые разные индивидуальные качества. Например, на нынешней стадии развития капитализма в стране нужен и авторитаризм. Для лидера-женщины, я думаю, очень важно уметь подходить к людям с личностной точки зрения. Я, как женщина-руководитель, должна, например, обязательно знать, как у подчиненных дела в личной жизни. Здесь, я считаю, есть особенная российская специфика. Лидер в России должен больше смотреть на человека. Таков наш менталитет. Некоторые российские руководители думают, что нужно просто платить людям большие деньги, а ничего другого не надо. Но, на мой взгляд, руководить нужно с душой. И люди, видя заботу о себе, начинают лучше работать. Кстати, раньше я была более жестким руководителем, чем сейчас. Но чем дольше руководишь людьми, тем больше ощущаешь ответственность. И чем больше тебе доверяют акционеры, подчиненные, тем больше хочется оправдывать это доверие Ольга Казанская, председатель правления Петровского народного банка, Санкт-Петербург. Ольга Казанская - один из наиболее известных в Петербурге банковских менеджеров. С 1996 по 1999 г. она была председателем правления Балтийского банка, затем стала топ-менеджером Промышленно-строительного банка. С июля 2001 г. - председатель правления Петровского народного банка, контрольный пакет которого незадолго до этого приобрел МДМ-банк. Современный руководитель должен быть волевым, жестким, но в то же время не авторитарным. В условиях современной экономики важную роль играют его образование, профессиональные навыки и успехи. Очень важна репутация руководителя. Только за человеком с безупречной репутацией пойдут люди - клиенты, партнеры. Характерной чертой на современном этапе является также высокая степень его персонификации - личные и профессиональные качества. Критерии, безусловно, изменились. Жесткие условия бизнеса диктуют новые подходы. Возросла доля ответственности топ-менеджера за успешность развития бизнеса, увеличилась важность стратегического подхода к формированию и развитию бизнеса. Несоизмеримо возросла степень социальной ответственности руководителя за сотрудников компании - во многом эта ответственность перешла к нему от государства.
источник: Ведомости |