Welcome  to Wizard-Management and Consulting

 
Новости
Аналитика
Статьи по консалтингу







Букмарк

Внимание к персоналу

Англичане говорят: «Чтобы обожествляли, надо вести себя божественно». Это понимали и понимают харизматические лидеры. Адмирал Нельсон увидел, как вахтенный офицер отчитывает гардемарина. «В чем дело?» - «Это пустяк, не заслуживающий Вашего внимания, милорд». - «А все же?» - «Этот растяпа собрал письма у команды и передал их на фрегат, который отплыл в метрополию, а свое письмо забыл отправить». - «Сигнальщик, - отдал приказ адмирал, - передайте на фрегат мое распоряжение вернуться, погода ясная, с фрегата должны увидеть семафор». Письмо гардемарина было отправлено. О поступке адмирала уже на следующий день знала вся эскадра.

Когда американская компания «Крайслер» попала в тяжелейшее положение и была накануне полного краха, было принято решение сократить заработную плату рабочим и инженерно-техническим работникам. Был подготовлен соответствующий документ. Когда его принесли на подпись генеральному директору Ли Якокке, тот своей рукой вставил параграф № 1, по которому его зарплата, 999 тысяч долларов, сокращалась до 1 доллара, пока компания не встанет на ноги. А.В. Суворов не считал зазорным совершать, когда позволяла обстановка, многокилометровые марши пешком, с полной выкладкой, показывая пример рядовым солдатам. Ел с солдатами кашу из одного котелка, пил из одной фляги.

Поступки, о которых мы рассказали, формируют уважение и любовь к руководителю, поднимают его авторитет. Успешно управлять людьми можно, только заботясь о них и забывая о себе, а не вспоминать о них только тогда, когда требуется их помощь. Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты авторитетного руководителя, помогающие умело руководить подчиненными. Ничто так не побуждает людей быть откровенными с руководителем, с доверием относиться к его советам и указаниям, как его доступность, общительность и доброжелательность. Однако доброжелательность не должна переходить в снисходительность. Искренность и простота не должны вести к панибратству. Истинно здоровые отношения в коллективе, подлинно высокий авторитет формируется, когда руководитель не пренебрегает «мелочами», постоянно следит за нравственной чистотой собственного поведения, заботится о жизни и быте подчиненных, оперативно реагирует на их нужды, просьбы. Максимальных успехов в контактах с подчиненными добивается вежливый, внимательный руководитель. Мы часто не думаем о том, что даже поздороваться можно по-разному. Улыбка на лице, доброе слово, частая похвала отличают авторитетного руководителя. Чтобы завоевать уважение, необходимо проявлять искренний интерес к подчиненным: ненавязчиво расспрашивать о здоровье, успехах детей, увлечениях; о том, что они читают, бывают ли в театрах, на концертах, выставках; об их мнении об увиденном, услышанном. Улыбка, шутка непосредственно отражаются на успешности труда самого начальника и руководимых им людей. Серьезность, суровость рабочий переносит тяжело. В Японии неулыбающемуся начальнику цеха грозит увольнение. Исследования показали, что негативная реакция рабочих на строгое лицо начальника ведет к снижению производительности труда. Улыбающийся руководитель (а еще и умеющий шутить) - часто кумир подчиненных. Особенно если он ироничен прежде всего к себе, остроумен в тяжелой ситуации, не позволяет себе зло подтрунивать над подчиненными. Если его смех - естественное стремление научить подчиненных не делать трагедий из «быта» - замечаний мастера, ссоры с товарищем, отсутствия престижной вещи, легкого недомогания, проигрыша любимой команды и т.п. Его юмор помогает подчиненным поддерживать добрые отношения с коллегами, не рассматривать жизненные неудачи как непоправимые катастрофы. Как бы не был перегружен работой руководитель, надо уметь слушать подчиненных. Во время контактов с ними без крайней необходимости не отвлекаться на решение производственных вопросов, не поднимать телефонную трубку, не перебивать собеседника. Дайте людям почувствовать ваше искреннее уважение к ним, их важную роль в производственных делах, их значение в сплочении и укреплении коллектива. И, конечно, следует обращаться к человеку по имени и отчеству и на «Вы». Культура отношений не терпит тыканья человеку, который не может ответить тебе тем же. ''Обладай видением. Люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти, они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону, и они не переносят, когда цель постоянно меняется''. Формула составлена редакцией журнала «Форчун», США

Обязательное требование к авторитетному руководителю - безупречное знание своего дела и серьезное отношение к работе. В последние годы в мировом промышленном производстве наблюдается тенденция приглашать на руководящие посты не инженеров, а экономистов, юристов, психологов. В США 20% управляющих предприятий не имеют технического образования, а в Японии эта цифра приближается к 50%. Для руководства большими коллективами необходимо знание гуманитарных дисциплин. Однако это не освобождает руководителя от систематического расширения своих профильных знаний. Не может директор не разбираться в технологии производства, в конструкции инструментов, приборов, машин. Настоящий хозяйственник, даже делегируя свои полномочия, свободно ориентируется в качестве необходимого для производственного процесса сырья. Для него нет неясных вопросов в проблемах производительности труда, качества оборудования, заработной платы рабочих и служащих. Может ли иметь какой-либо авторитет человек, который ничего не знает, ни в чем не разбирается? Очевидно, нет. В г. Мэдисон (США) купили мощный компьютер для биржи труда. На торжественное открытие приехал губернатор штата Висконсин. После торжественной части губернатор опрометчиво решил опробовать машину. Ему пришлось ответить на несколько десятков вопросов. Полученные ответы заложили в ЭВМ. Машина подумала и выдала ответ: «Вы негодны ни для какой работы». Очевидно, что мелкие детали руководитель может не знать. Но с помощью конструкторов, технологов, металлургов, механиков и других специалистов должен идти в ногу с техническим прогрессом, обладать обостренным чувством нового, стремиться к высокой эффективности производственных процессов, учить подчиненных хозяйственной расчетливости. Квалифицированный руководитель обладает определенными нравственными и психологическими качествами. Эффективность трудового процесса обеспечивается прежде всего строгим порядком. Но, поддерживая дисциплину в коллективе, нельзя допускать мелочную придирчивость. Только демократический руководитель поддерживает дружеские отношения с людьми. Без этого трудно добиться положительных результатов в трудовом процессе. При серьезном отношении к работе начальник может и даже должен позволить себе шутку, улыбку, рассказ об интересном случае при контакте с подчиненными. Такое поведение продуктивно только тогда, когда доброе отношение и уважение к людям сочетаются с высокой требовательностью и принципиальностью. Более подробное изложение нравственных качеств руководителя представляет немалую сложность. И при изучении литературы, и при изучении производства невольно выделяешь те черты личности настоящего руководителя, которые присущи любому человеку, представителю любой специальности, какое бы место в иерархии производства он не занимал. Вычленить какие-то «специфические» черты руководителя не удается. А может быть, и не нужно? Настоящий лидер, как и каждый человек, должен обладать честностью, требовательностью к себе и другим, искренностью, чувством товарищества и коллективизма, правдивостью, тактом, самообладанием. Он должен быть совестливым, справедливым, трудолюбивым, ответственным за слово и дело. Журналист В. Цветов, вернувшись из Японии, рассказывает, что, посетив куриную ферму, не увидел склада для кормов. «Зачем мне склад?» - удивился хозяин. «Чем же Вы будете кормить кур завтра?» - «Завтра корма привезет господин Хосода». - «А если не привезет?» - спросил журналист. «Как?» - не понял хозяин. «Ну, вдруг умрет». - «Жена господина Хосода привезет». - «Жена будет хоронить мужа». - «Его сын привезет». - «Сын тоже уедет на похороны». - «Сосед господина Хосода привезет». - «У Вас что же, такой контракт?» «Зачем контракт, - удивился крестьянин. - Господин Хосода пообещал мне привозить корма каждый день». Грустно, что подобная обязательность рассматривается нами как анекдот. А ведь русские купцы ударяли по рукам, и сделка становилась законом. Никакие обязательства они чаще всего не подписывали. Ответственность и обязательность характерны для каждого благородного человека. Нам представляется, что есть только одна черта, которая необходима перспективному руководителю и которая необязательна для большинства людей. Это честолюбие. Честолюбие (не путать с тщеславием) - это стремление к самоутверждению, без которого невозможно добиться успехов в труде, высокого авторитета в коллективе и у вышестоящих руководителей. В последнее время к неотъемлемым слагаемым авторитета руководителя относится индивидуальность. Современный руководитель должен быть интересным в общении, а значит, и интересным для тех людей, с которыми он работает. Это возможно тогда, когда какую-то область человеческой деятельности он знает лучше подчиненных. Свою специальность, управление производством, людьми авторитетный лидер должен знать, безусловно, лучше подчиненных, а какие-то два-три вида иной деятельности - относительно лучше. Ими могут быть политическая жизнь страны, художественная литература, текущая периодика, искусство, спорт и т.п. Хобби руководителя дает ему возможность успешно контактировать с руководимыми людьми в свободное время, быть неформальным лидером, не лезть за словом в карман, привлекать к себе людей. Но чтобы быть авторитетным руководителем, далеко не достаточно много знать и быть хорошим человеком.

Требования к организации труда руководителя Более разумен сельскохозяйственный подход: создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят. Макгрегор

В газетных статьях, книгах мы до сих пор встречаемся со славословием в адрес загруженного до предела, не имеющего времени на личную жизнь и отдых руководителя. Такой человек горит на работе, у него масса неотложных дел и, конечно, рабочего дня ему не хватает. Частенько он задерживается на работе до позднего вечера, не успевает принять посетителей. Срывает предварительно намеченные мероприятия, не выполняет принятые обязательства. Такой стиль работы - следствие неорганизованности, незнание или нежелание соблюдать требования научной организации труда. Одно из этих требований игнорируется особенно часто: «Чем усерднее руководитель использует свою власть для укрепления авторитета, тем больше роняет его в глазах подчиненных». Авторитет завоевывается не строгостью, не наказаниями и даже не поощрениями, а примером руководителя, успехами в делах, в руководстве людьми. Однажды нарком И.Ф. Тевосян пришел в сталелитейный цех и, обнаружив, что плавка идет с нарушением технологии, сделал замечание мастеру. В ответ услышал: «Советы легче давать, чем работать». Руководитель отрасли, ничего не говоря, надел спецовку, встал на место мастера и довел плавку до конца. О знаниях и умениях Тевосяна узнало множество людей, что еще выше подняло его авторитет. Эффективный руководитель работает на перспективу, делегирует свои полномочия помощникам, не разбрасывается на решение нескольких дел одновременно, работает строго по плану. У такого руководителя заранее намечено время ознакомления на местах с работой подчиненных, время проведения совещаний, строго соблюдаются часы приема посетителей. Первый помощник такого руководителя - секретарь. Справедливо говорит американский менеджер Якокка: «Когда секретари бездельничают и занимаются болтовней - это явный признак того, что учреждение находится в состоянии загнивания». Опытный секретарь трудолюбив, вежлив, приветлив. По определению Европейской ассоциации профессиональных секретарей, последние должны знать существо деятельности своего начальника и часть его работы брать на себя, становясь связующим звеном между руководителем и подчиненными. Секретарь знает, к кому следует направить посетителя, добивающегося встречи с директором, отвечает на телефонные звонки, решает множество мелких текущих дел, пунктуально выполняет распоряжения шефа, проверяет, как выполняются его распоряжения. Знание психологии, понимание подчиненного - один из китов, на котором базируется психология управления. Два человека совершили один и тот же проступок. Но один по незнанию, по случайности, а другой из-за безразличия, лени, равнодушия. В большинстве случаев обоих наказывают одинаково. А ведь одного из них достаточно только пожурить. А как часто человека ценят не за хороший труд, а за яркие речи, да еще ставят другим в пример. Почти всегда холерики - лидеры неформальных групп - получают замечания в присутствии членов своей группы. Делать такому человеку замечание целесообразно только наедине, иначе будет конфликт. А сколько таких «почти всегда» в психологии! Начальник должен знать условия труда подчиненных, бывать на рабочих местах, создавать нормальную обстановку в помещениях и на территории предприятия. Это и температура, и освещенность, и свежий воздух, и обязательно эстетика, т.е. условия, при которых люди работают с удовольствием. Когда Я.П. Осадчего назначили директором отстающего по всем показателям Челябинского трубопрокатного завода, он столкнулся с непроходимой грязью в цехах, а во дворе даже тракторы вязли в грязи. Осадчий начал со ... строительства оранжереи, с чистки и уборки. Замысел директора был прост: рядом с цветами не может быть грязи, плохого настроения, негодной работы. После наведения чистоты и порядка началась реконструкция цехов. Производительность труда на заводе выросла в три раза.

Ложный авторитет Человеку свойственно ошибаться. Сенека

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать подчиненных в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или промахи в работе. Сейчас такие руководители встречаются нечасто, но вред, наносимый ими, огромен. Они провоцируют подчиненных на грубость, подхалимаж или, наоборот, агрессивное отношение, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушения дисциплины, неуважение к начальнику. Никакой речи о воспитании серьезного творческого отношения к работе, о воспитании сознательной дисциплины в данном случае идти не может. Кроме того, грубость расшатывает нервную систему подчиненных, прививает отвращение к труду. Требовательность руководителя, не подкрепленная уважением к личному достоинству подчиненных, приобретает формально-бюрократический характер. Авторитет расстояния. Начальник стремится всегда держать подчиненных на определенной дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой руководитель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на работе посторонними делами. Авторитет педантизма. У руководителя-педанта существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к рабочим. Причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив, и его действия малоэффективны. У такого начальника подчиненные теряют уверенность в себе. На работе часть подчиненных начинает демонстративно нарушать дисциплину. Другая часть держится скованно, напряженно. А это сказывается и на количестве, и особенно на качестве выпускаемой продукции. Авторитет резонерства. Руководитель, пытающийся завоевать авторитет, бесконечно поучает подчиненных, полагая, что нотации - главное средство контактов с людьми. К словоизвержениям таких руководителей подчиненные быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда и посмеиваясь, слушают поток нравоучений, изливающийся из уст увлеченного собственным красноречием начальника. Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречается у молодых руководителей. Не имея достаточного опыта руководства людьми, они полагают, что рабочие оценят их доброту, попустительство и будут отвечать на это послушанием и вниманием. Получается же наоборот. Работники начинают игнорировать указания и даже просьбы руководителя и к тому же над ним смеются.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что истинный авторитет зависит в первую очередь от глубоких знаний своего дела, серьезного отношения к работе и успехов в ней. Кроме этого, неотъемлемыми слагаемыми авторитета являются уважительное и требовательное отношение к подчиненным, знание руководителем каких-то проблем, не относящихся к профессии. Авторитет зиждется не на мелочной опеке подчиненных, а на стратегическом видении перспективы компании, возможностей ее развития. Не менее важна и организационная структура организации, учитывающая положение коллектива в объединении, компании, обществе. Добиваясь успехов в работе, приобретая авторитет, руководитель должен учитывать обстановку в окружающей среде, политические, экономические и социальные факторы.

Управление персоналом'' #3, 2000 Автор: М. Станкин

List Banner Exchange

Hosted by uCoz