Аналитика |
|||
Новости Аналитика Статьи по консалтингу
|
Информационные технологии в управлении бизнесом Проблемы предприяти Почти каждое предприятие в нашей стране оказывается в ситуации, когда традиционные способы, методы и приемы организации и управления компанией "не срабатывают". Обобщение практики экспресс диагностики состояния, уровня и эффективности работы компании, показывает, что, как правило, лишь треть вины за неэффективность работы предприятия падает на внешние факторы и две трети - на внутренние (Рис. 1). Коренными вопросами оказались стимулирование и мотивация труда, организационная структура, управление, перспективы развития и выхода на рынок, организация нормального функционирования. Рис.1 Проблемы предприятия в неопределенности целей; в низкой эффективности управления; в деструктивном подходе к планированию бизнеса; в неэффективности управления финансами и издержками производства; в принятии необоснованных решений. Как следствие этой ситуации, большинство руководителей хотят отвечать за очень конкретную функцию, выводя фактически за рамки своей ответственности заботу о предприятии в целом. Критерии эффективности оценки деятельности подразделений не отвечают принципу сквозной ориентации на эффективность работы предприятия в целом, тем самым, отдаляя их руководителей от общих нужд и проблем. Мероприятия по разрешению проблем часто выдвигаются без учета реальной обстановки, напрямую, "в лоб". Рассмотрим более подробно проблемы связанные с планированием производством. -Планирование сегодня процесс очень трудоемкий. -Процесс планирования затянут во времени. -Плановые данные значительно отличаются от фактических значений. -Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции. -При планировании преобладает затратный механизм ценообразования. -Экономическое планирование не доводится до финансового планирования. Таким образом, в современной динамичной экономической ситуации успех предприятия зависит: от понимания общего состояния дел в настоящий момент; от представления тех целей, которые оно собирается достичь; от совершенствования организации управления. Управление финансами Чтобы выжить в условиях конкуренции в нормальной рыночной экономике, любое предприятие должно предлагать покупателям новые виды товаров и услуг, снижать издержки, совершенствовать технологию. Итак, процесс планирования начинается с этапа определения Вашего текущего состояния и анализа причин, каким образом Вы дошли до такой жизни - анализ текущего финансового состояния. К сожалению, оценить финансовое состояние предприятия на основе существующей бухгалтерской отчетности практически невозможно. Это обусловлено следующими причинами: фискальная направленность существующего бухгалтерского учета; частые изменения отчетных форм, инфляция и некорректная переоценка статей баланса делают несоизмеримыми показатели отчетов за различные временные интервалы; отсутствие финансовых ориентиров, так как существующая отраслевая или зарубежная база не отражает реальной экономической ситуации. Поэтому при оценке финансового состояния необходимо решить несколько проблем: обеспечить соизмеримость финансовых показателей во времени; обеспечить соизмеримость финансовых показателей в учете; откорректировать значения показателей с учетом фактической обстановки; привести форму финансовой отчетности к общепонятному виду; при необходимости консолидировать отчетность; при необходимости оценить (отранжировать) свое финансовое состояние. Вторым этапом планирования является определение целей, которых Вы собираетесь достичь - маркетинг. Основными вопросами, на которые необходимо ответить являются: кто является Вашим потребителем и какую продукцию, он будет потреблять; где, в каком объеме, и по какой цене будут покупать Вашу продукцию; с кем Вы будете конкурировать и какие Ваши преимущества. Первый шаг - сегментация рынка. Следом необходим анализ прибыльности, на основании которого принимаются решения - какие товары не имеет смысла производить, какие товары поддержать, на каких заказчиков обратить внимание. Помимо этого решается задача вычисления вклада конкретного сегмента в покрытие общих издержек компании. Но Вы на рынке не одни. Поэтому необходим анализ конкурентоспособности, т.е. определение положения компании на конкретных сегментах рынка в сравнении с остальными конкурентами, определение долей рынка. Для оптимального распределения бюджета между сегментами рынка или структурными подразделениями компании также необходим многокритериальный сравнительный анализ объектов рынка по количественным и качественным критериям. И так, с точки зрения маркетинга, мы определили, что надо потребителю, где мы находимся, с кем и как мы конкурируем. Следующим шагом является выбор того, чего мы хотим достичь (выбор целей). После установки целей, которые должны быть четко сформулированы, и иметь определенный финансовый эквивалент, осуществляется анализ стратегий, которые бы обеспечивали их достижение. После определения стратегий остается определить, что и в какой последовательности необходимо сделать для реализации этой стратегии - тактический план маркетинга (какой товар и в каком количестве, ценовая политика, как сбывать и стимулировать продажи, как продвигать товар на рынок). Хорошо. Определили текущее состояние, поставили цели и даже знаем, как их достичь - что производить, в каком объеме, по какой цене, в какой срок, как предлагать, доставлять и продавать. Пора формировать производственную программу: что построить, освоить, перепрофилировать; кого нанять, обучить, уволить; с чего начать, в какой последовательности и когда закончить; где купить, сколько, как часто, почем и где хранить. Но это знакомое дело. Так мы и работали. Государство доводило планы - мы их реализовали В результате разработки производственной программы формируются сетевые графики инновационных и производственных процессов с перечнем необходимых ресурсов. Рассматриваются технологические, производственные, научные альтернативы. Теперь мы имеем: стартовое состояние с "незавершенкой", запасами, долгами и ожидаемыми доходами (анализ текущего состояния); обоснование перспективы развития (сбыт); планы производственной программы (производство). Осталось за малым - посчитать, когда и сколько необходимо денег. -- Продолжение>>> |